Развитие фирмы в условиях олигополистического рынка
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.
Рассматривая взаимодействия олигополистов, А. Курно показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:
для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;
цена равновесия зависит от числа продавцов.
Монопольная цена возникает при единственном продавце. С увеличением количества продавцов цена равновесия падает, приближаясь к предельным издержкам. Таким образом, модель А. Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается по мере роста числа продавцов.
Модель Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание. Практически одновременно появились работы с критикой неоклассической рыночной концепции - Эд. Чемберлин "Монополистическая конкуренция" и Дж. Робинсон "Несовершенная конкуренция".
В отличие от Маршалла и Чемберлин, и Робинсон в своих теоретических разработках постарались теснее связать анализ цен конкуренции с реалиями экономической действительности. Чемберлин и Робинсон выступают против положения, согласно которому производитель не имеет возможности влиять на цену. Он получает эту возможность, занимая исключительное положение на рынке либо в силу небольшого числа поставщиков, либо в силу ограниченного количества товаров определенного качества.
Проблемы несовершенной конкуренции и форм конкуренции при олигополии подробно исследовала Робинсон. Она выделила такие формы конкуренции, как лидерство в ценах, "издержки плюс", соглашения производителей и поставщиков в рамках отрасли, государственные ограничения; охарактеризовала практику "ценовой дискриминации" посредством раздела рынка сбыта одного товара на сегменты с разным уровнем цен, практику "снятия сливок" путем организации продаж разным группам потребителей с учетом различий в уровнях их покупательной способности.
Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, предложенная в 1939 г. П. Суизи, Хэллом и Хитчем. Она, в частности, объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке при изменении затрат или спроса на продукцию, пределы изменения цен.
Положительные и отрицательные последствия олигополии исследовались и другими экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.
Предметом исследования являются условия функционирования олигополии, а объектом исследования является одно из крупнейших предприятий-олигополистов СП ОАО "Брестгазоаппарат".
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;
анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;
исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат".
- Производство фирмы в условиях олигополии
- Модели олигопольного поведения
- Характеристика СП ОАО "Брестгазоаппарат" как олигополиста
- Конкурентный анализ и конкурентная позиция СП ОАО "Брестгазоаппарат"
Еще статьи по теме
Содержание тяжелых металлов в высших водных растениях водоемов города Гомеля
Ключевые
слова: медь, марганец, свинец, макрофиты, водные растения, накопление,
поверхностные воды, донные отложения.
Объектами
исследований являлись высшие водные растения водоемов города Гомеля и его
окрестностей.
Целью
работы бы ...
Растительный мир как часть биосферы
Невозможно
представить себе окружающий мир без растений.
Зеленые
растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они
выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником
пищи для всех ...