Модели олигопольного поведения
Олигополия предложения возникает тогда, когда отраслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производителей. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что при выборе сочетания P,Q олигополист наряду с эластичностью спроса и динамикой затрат на производство принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. В то же время реакция последняя зависит от того, какое решение принимает данный олигополист. Поэтому равновесие на рынке олигополии устанавливается в результате стратегических (взаимозависимых) решений конкурентов.
Характер ответных действий одного из конкурентов на поведение других зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств. Модели ценообразования на олигопольном рынке должны содержать определенный алгоритм взаимозависимости решений соперников. Этим объясняется существование множества теорий ценообразования на рынке олигополии, отличающихся концепциями формирования ожиданий олигополиста относительно поведения конкурентов. При моделировании поведения олигополистов широко используют инструменты теории игр <http://www.finec.ru/rus/parts/microeconomics/chap6/GamesTh/gamesth.html>.
Олигополия на рынке гомогенного блага
Взаимозависимость поведения небольшого числа конкурентов особенно ярко проявляется на рынке гомогенного блага; дифференциация продукта в определенной мере ослабляет ее.
В отличие от монополизированного рынка, на котором равновесное сочетание P,Q определяется однозначно при заданной цели монополии, на олигопольном рынке равновесие зависит от того, какой показатель - цену или количество - фирмы используют в виде регулируемого параметра. [9, с. 301]
Конкуренция объемами выпуска
Анализ рынка олигополии удобно начинать с простейшей его разновидности - дуополии, означающей наличие только двух продавцов.
Модель дуополии Курно
. При заданном отраслевом спросе (P = g - hQ) предложение осуществляется двумя фирмами (I и II) так, что Q = qI + qII; известны функции затрат фирм: TCi = ki + li qi, где i = I, II. Данная информация доступна обеим фирмам. Цель конкурентов - максимизировать прибыль. В качестве средства для ее достижения фирмы регулируют объем своего выпуска, полагая при этом что объем выпуска конкурента задан.
Определим прибыль фирмы I
I = PqI - kI - lIqI = (g - hqI - hqII)qI - kI - lIqI.
Она достигает максимума при g - 2hqI - hqII = lI. Отсюда следует, что для получения максимальной прибыли фирма I должна определять свой объем предложения по формуле
(1.1)
Уравнение (1.1) характеризует реакцию фирмы I на объем выпуска ее конкурентом и называется уравнением реакции.
На основе аналогичных рассуждений выводится уравнение реакции фирмы II:
(1.4)
Рис. 1.1. Дуополия Курно
В соответствии с уравнениями (1.1) и (1.2) на рис. 1.1 построены линии реакции дуополистов. Точка их пересечения определяет рыночное равновесие, поскольку указывает на те объемы индивидуального предложения, в изменении которых не заинтересован ни один из конкурентов.
Допустим, фирма I намерена производить qI,1 единиц продукции. Ее прибыль будет максимальной, если объем выпуска фирмы II будет qII,1 единиц. Но при выпуске фирмой I qI,1 единиц фирма II в целях максимизации своей прибыли будет предлагать qII,2 единиц. В ответ на это фирме I придется увеличить свой выпуск до qI,2 единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции фирма II перейдет к выпуску qII,3 единиц и так будет продолжаться, пока не установится равновесие при q*I,q*II. Подставив значения q*I и q*II в функцию отраслевого спроса, найдем цену равновесия.
Обобщение модели Курно
. На основе предпосылок модели дуополии Курно можно построить модель ценообразования на рынке с любым числом конкурентов.
Для упрощения примем, что у всех конкурентов одинаковые экономические затраты: TCi = lqi, где i = I, ., n. Тогда прибыль i-й фирмы: i = Pqi - lqi; так как P = g - h, то
i = [g - h(qI + qII + . + qn)]qi - lqi = gqi - hqiqI + hqiqII + . hqi2 . + hqiqn - lqi.
Прибыль достигает максимума при
Поскольку g - hqI - hqII . - hqn = P, то условие максимизации прибыли для отдельной фирмы имеет вид P = hqi + l.
Еще статьи по теме
Расчет и анализ показателей экономической эффективности строительного производства
Капитальное
строительство - одно из важнейших отраслей материального производства.
Назначение капитального строительства состоит в том, что оно обеспечивает все
отрасли народного хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт,
...
Лапландский государственный заповедник экологическое состояние и мероприятия по оздоровлению
Кольский
полуостров, "Страна полуночного солнца", "царство полярной
ночи", "суровая Похъёла - старинная Лопская земля", она же
"русская Лапландия", родина отечественного северного мореплавания,
опло ...