Влияние объектов транспортно-дорожного комплекса на качество городской среды
Необходимым условием успешного развития одной из важнейших составляющих материально-технической базы любого общества является транспортно-дорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые.
Являясь неотъемлемой составной частью транспортной системы мировой экономики, автомобильный транспорт играет важную роль в социально-экономической и производственной структуре урбанизированных территорий. Однако, наряду с очередными преимуществами, процесс развития автодорожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду, прежде всего, в крупнейших городах (Якубовский, 1979).
По данным американских исследователей (Якубовский, 1979), один легковой автомобиль, проходя в год 15 тыс. км, потребляет около 4 т кислорода, выбрасывает в воздух более 3 т С02, более 500 кг СО, 10 кг резиновой пыли и т.д.
Производимые в России модели автомобилей на 8-10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду, вызывая не только химическое, но и шумовое загрязнение городских территорий.
«Старение» автомобильного парка создает проблему утилизации пришедших в непригодность автотранспортных средств. Автомобили становятся источником большого количества отходов: отработанных нефтепродуктов, технических жидкостей, металлического, в том числе свинцового, лома, технической резины, захламляющих территорию городов.
Состав автопарка по видам используемого топлива за последние 10 лет не изменился. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.
Помимо загрязнения атмосферы городов, автотранспортный комплекс вносит существенный вклад в загрязнение водных ресурсов и почв. Основными загрязняющими веществами являются: взвешенные частицы, нефтепродукты, органические растворители, ионы тяжелых металлов и др.
Специфика автотранспортных средств как подвижных источников химического и акустического загрязнения городской среды проявляется:
в высоких темпах роста численности автомобилей по сравнению с ростом количества стационарных источников;
в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);
в непосредственной близости к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);
в более высокой токсичности выбросов автотранспорта по сравнению с выбросами стационарных источников;
в сложности технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источниках;
в низком расположении источника загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются. Естественным образом (даже при ветре) по сравнению с промышленными выбросами и выбросами от стационарных источников транспорта, которые, как правило, осуществляются через дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты.
Еще статьи по теме
Хлоропласты – центры фотосинтеза клеток растений
В
современном мире антропогенные изменения затронули практически все экосистемы
планеты. Во многих регионах превышены адаптационные возможности природы,
нарушено её динамическое равновесие. Внимание научной общественности приковано
к остр ...
Очистка воздуха с помощью циклона
Важнейший аспект защиты окружающей среды от
загрязнений - охрана атмосферного воздуха от вредных выбросов промышленности и
транспорта. Воздухоохранные мероприятия включают в себя комплекс мер
организационного и технического характера, напр ...