Постановка задачи модели
Необходимо отметить, что при исследовании шельфовой циркуляции, наиболее перспективными являются трехмерные математические модели, используемые для воспроизведения основных океанографических полей с учетом специфических процессов, обусловленных особенностями шельфовых зон морей.
Так была сформулирована задача о расчете поля течений в мелководной шельфовой области моря. При этом модель должна позволять исследовать синоптическую и сезонную изменчивость гидрологических полей, учитывать возможность неодносвязности зоны моделирования, особенности конфигурации береговой черты и донной топографии.
Исходя из поставленной задачи, с учетом анализа предшествующих наработок в этой области, выбор наиболее соответствующего типа математической модели представляется очевидным.
Процессы образования, трансформации и динамики водных масс в районах материкового шельфа играют важную роль, как в системе крупномасштабной океанической циркуляции, так и при формировании гидрологического режима отдельных морей или их составных частей. Учитывая нетрадиционно малые пространственные масштабы шельфовых областей, физические процессы формирования гидродинамических полей и их отдельных элементов с достаточной степенью точности могут быть описаны системой полных уравнений движения Рейнольдса для горизонтальных компонент скорости в сферической системе координат {λ,φ,z}, дополненной трехмерными уравнениями турбулентной диффузии тепла и соли. Математическая формулировка модели может быть представлена в виде системы уравнений (4.2.1-4.2.5) в приближении гидростатики:
(4.2.1)
(4.2.2)
(4.2.3)
(4.2.4)
. (4.2.5)
где u, v, w - компоненты скорости; R -радиус Земли; ωz - угловая скорость вращения Земли, РZ - гидростатическое давление на уровне z; Рa - атмосферное давление; KZ и KL - соответственно коэффициенты вертикальной и горизонтальной турбулентной вязкости; Ñ2 - плоский оператор Лапласа; ρ - плотность морской воды; z - превышение уровня над невозмущенной поверхностью; T-температура воды; S- соленость воды. Оператор
В качестве граничных условий на твердом контуре ставится условие непротекания (4.2.6) :
n=0, (4.2.6)
где vn - нормальная к берегу составляющая вектора скорости.
На жидком контуре ставится условие свободного протекания:
, (4.2.7)
где n - нормаль к жидкой границе.
На свободной поверхности задается касательное напряжение трения:
(4.2.8)
, (4.2.9)
где Wλ и Wφ - компоненты скорости ветра; ρa - плотность воздуха.
Величина коэффициента сопротивления са бралась постоянной и равной 0.0012.
В качестве условий на дне (при z=H) принимается квадратичная относительно придонной скорости течения аппроксимация напряжения трения Рейнольдса:
(4.2.10)
(4.2.11)
Коэффициент придонного сопротивления сv считался постоянным и равнялся 0.0025.
Для вертикальной скорости на поверхности используется свободное кинематическое условие (4.2.12),
, (4.2.12)
Условие для вертикальной скорости на дне сформулируем в виде:
(4.2.13)
В дополнение к разработанной модели расчета горизонтальных компонент вектора скорости течения в систему также включено уравнение для расчета вертикальной составляющей движения (w), базирующееся на уравнении сохранения массы в полном, непреобразованном виде.
Еще статьи по теме
Оценка объемов образования отходов
Целью
настоящей работы является инвентаризация источников выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, грунтовую воду и подсчет объем отходов для
производственных помещений и цехов предприятия ОАО «УСОЛЬМАШ».
Завод
производит горно-шахтн ...
Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики
Начало
второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом
автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две
четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый
уровень авто ...