Ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира
незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газовых или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника. Заказника либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч.1 ст.258 УК РФ);
то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организационной группой (ч.2 ст.258 УК РФ);
) уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259 УК РФ).
Связь уголовно-экологического и административно-экологического права может быть описана так: деятельность, разрешенная административным правом, не может влечь за собой уголовную ответственность. Иными словами, административно-правовое регулирование определяет, при каком условии может наступать вмешательство человека в окружающую среду, что и исключает применение уголовного права в отношении такого поведения. Перечень разрешенных видов деятельности против окружающей среды, однако, весьма ограничен правом. Это право указывает на область определенной свободы при достижении индивидуальных целей, что лежит в большей степени в компетенции административных властей.
Уголовно-экологическое право является лишь частью права окружающей среды, а эффективность соблюдения уголовно-правовых запретов вытекает из надлежащего взаимодействия органов уголовного преследования с административными органами.
Экологическое правонарушение является основанием возложения юридической ответственности на виновного. При этом под юридической ответственностью понимаются предусмотренные законом неблагоприятные последствия за совершение экологического правонарушения.
Данное определение, однако, не является единственным в науке экологическое право. Так, в частности, М.М. Бринчук определяет юридическую ответственность за экологические правонарушения как «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания».
Юридическая ответственность за экологические правонарушения рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;
как правоотношение;
как правовой институт, то есть совокупность юридических норм.
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.
Как правоотношение юридическая ответственность за экологические правонарушения включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем.
Эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности является его комплексность. В систему норм юридической ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, природоохранного, административного, гражданского, уголовного и др.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой комплексный институт экологического права, состоящий из двух частей: первая объединяет правоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм (земельных, водных, лесных, по охране атмосферного воздуха); вторая - правоотношения по применяемым санкциям за эти правонарушения (уголовным, административным, гражданско-правовым, дисциплинарным и т.д.).
Еще статьи по теме
Развитие фирмы в условиях олигополистического рынка
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях является то, что она
находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит
выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого
взаимодействи ...
Особо охраняемые ландшафты Беларуси
Ландшафтоведение - физико-географическая наука, предметом
исследования которой выступают сложные природные территориальные и
антропогенные комплексы - ландшафты. Важнейшей научной предпосылкой
формирования ландшафтоведения явилась идея вза ...