Модели олигопольного поведения
В таких условиях равновесие на рынке установится только в том случае, когда обе фирмы продают товар по одинаковой цене, которая равна предельным затратам: PI = PII = l, так как при PI = PII > l у каждого конкурента есть возможность захватить весь рынок за счет выбора цены. В результате при ограниченном числе конкурентов на рынке устанавливается такая же цена, как на рынке совершенной конкуренции. Когда дуополисты имеют возрастающие предельные затраты, последствия ценовой конкуренции многовариантны.
Таким образом, при растущих предельных затратах в модели Бертрана не существует равновесия Нэша и предсказать цену невозможно.
В модели Бертрана конкуренты выступают на рынке в качестве равноправных игроков. Но бывают случаи, когда одна из фирм (лидер) имеет существенные преимущества перед другой (другими) по производственным мощностям и затратам на производства. В таких условиях цену на рынке устанавливает лидер, а другой продавец (аутсайдер) вынужден принять цену в качестве экзогенного параметра. Аутсайдер оказывается в положении конкурентной фирмы на рынке совершенной конкуренции и увеличивает свое предложение до тех пор пока предельные затраты не сравняются с ценой, установленной лидером.
Рассмотрим рис. 1.4. На нем линия D представляет отраслевой спрос, линии MCa и MCл - соответственно предельные затраты аутсайдера и лидера. Когда цена поднимается до P1, тогда аутсайдер один может удовлетворить отраслевой спрос. При цене P0 аутсайдер уходит с рынка. Если цена устанавливается в интервале {P1, P0}, то рынок в определенной пропорции делится между обоими конкурентами. В результате вычитания функции предложения аутсайдера из функции отраслевого спроса (горизонтального вычитания линии MCa из линии D) образуется функция спроса на продукцию лидера - (Dl) Пересечение соответствующей ей линии MRл с линией MCl указывает на выпуск (Qл) и цену (Pл) лидера, максимизирующие его прибыль. По этой цене аутсайдер предложит объем продукции Qa поскольку по построению Qл + Qa = Q, то отраслевой спрос будет полностью удовлетворен.
Олигополия на рынке гетерогенного блага
Олигополия на рынке гетерогенного блага отличается от монополистической конкуренции наличием нескольких продавцов. Поэтому, несмотря на то что каждая фирма продает отличную от других разновидность определенного продукта, ее решения относительно цены и выпуска влияют на результаты деятельности других фирм. Равновесие на этом рынке устанавливается на основе стратегических решений конкурентов.
Рассмотрим взаимозависимость решений продавцов гетерогенного блага на примере модели дуополии Гутенберга, в которой одна из фирм может представлять для другой совокупность всех конкурентов.
Специфику положения олигополии на рынке гетерогенного блага Е.Гутенберг отобразил ступенчатой кривой спроса на ее продукцию (рис. 1.5).
При изменении цены в интервале {Pmax, Pmin} олигополист находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Pmax, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т.е. будет покупать другую разновидность данного товара. Поэтому по цене Р2 у него купят не Q2, а Q1 единиц блага. Соответственно, если цена будет ниже Pmin, например, Р1, то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4 единиц блага.
В алгебраической форме эта функция спроса записывается следующим образом:
Может показаться, что спрос на продукцию одной фирмы не зависит от спроса на товар другой, так как в каждой функции спроса присутствует цена только одной разновидности товара. Однако такая взаимосвязь существует и выражается она в взаимозависимости границ монопольных (средних) участков кривых спроса на продукт каждой фирмы.
Приращение объема спроса у одной фирмы за счет прихода "чужих" покупателей сопровождается уменьшением объема спроса у другой фирмы. Поэтому выход за нижний предел монополистического участка кривой спроса одной фирмы совпадает с выходом за верхний предел аналогичного участка другой фирмы. В результате границы монопольных участков кривых спроса оказываются взаимосвязаны следующим соотношением:
(1.3)
Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию одного производителя гетерогенного блага при изменении цены продукции его конкурента. Таким образом, в модели дуополии Гутенберга равновесные сочетания P,Q всегда оказываются на монополистических участках кривых спроса на изделия отдельных фирм; причем в ходе конкуренции эти участки смещаются не горизонтально, как на рынке монополистической конкуренции, а вертикально.
Еще статьи по теме
Проблемы парникового эффекта и разрушение озонового слоя
Современное человечество живет в эпоху небывалого
развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием
на природную среду. И хотя в последние десятилетия принимаются меры по ее
охране и оздоровлению, тем не менее ...
Экономическая взаимосвязь промышленных предприятий и окружающей среды
Во все времена человек стремился к улучшению качества жизни,
что побуждало его использовать все новые и новейшие технологии. Двадцатый век
стал отправной точкой подъема развития и роста промышленного производства.
Однако, результатом таког ...