Методика расчета и процедура взимания платежей за загрязнение окружающей среды
Природоресурсная сфера входит в систему материального производства. Ее экономический механизм функционирования в условиях рынка определяют категории товарного производства: доход, прибыль, рентабельность и др. Причастность природоресурсной сферы к экологической имеет место только в том случае, если труд, связанный с использованием природных ресурсов, является по своей сути природоохранным и ресурсосберегающим, обусловливающим постоянный процесс экологизации производства (малоотходные и безотходные технологии, утилизация отходов и т. п.). В этом случае природоресурсную сферу характеризуют не только чисто экономические, но и экологические интересы хозяйственной деятельности предприятия (организации).
В отличие от природоресурсной в собственно экологической сфере результаты труда (за некоторым исключением) не опосредуются рынком. Особенностью экономики собственно экологической сферы является, как правило, «нетоварный характер» ее результатов. В отличие от материального производства, в собственно экологической сфере результаты труда в основном носят непосредственно общественный характер, и их целесообразность определяется без всякого товарного обмена. Рынок в данном случае не опосредует степень соответствия воспроизводства природных благ общественным потребностям. В собственно экологической сфере общественное признание труд находит не в товаре, а в общественной полезности природных ресурсов, которую в условиях рынка выражают «внешние положительные эффекты», являющиеся основой определения экологической ренты.
Эффективность экологического управления определяется не только необходимостью учета особенностей результата труда в природоресурсной и природоохранной сферах, но и собственно содержанием. структурой, определенным типом конструкции взаимосвязи его главных звеньев.
Экономический механизм экологического управления - это система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения эколого-экономических целей устойчивого природопользования.
Ключевыми словами в вышеприведенном определении являются: «метод», «инструмент», «условие».
Смысловое значение (семантика) слов «метод» и «инструмент» весьма близко.
Метод - это прием в системе управления, способ или образ действия.
Инструмент - орудие, средство, прием, применяемые для достижения цели.
Метод есть процесс, а инструмент - выражение этого процесса, действия. Например, ценообразование - это процесс формирования цен, а цена есть конкретное выражение ценности (значимости) конкретного блага или услуги.
Условие - есть основа, предпосылка, обеспечивающая функционирование механизма управления.
В качестве условий эффективного функционирования экономического механизма выступают нормативная правовая база и организационно-экономическая структура управления. Отсутствие одного из структурных элементов системы экологического управления свидетельствует об отсутствии самой системы управления, точнее, его экономического механизма.
В структуре экономического механизма экологического управления выделяются две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные между собой подсистемы: организационно-экономический и финансово-экономический механизмы.
Содержание организационно-экономического механизма охватывает разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке компетентными органами систему экологического учета, проведение экологической экспертизы, прогнозы, планы, стандарты, нормативы, лимиты природопользования, а также экологический аудит и экологический маркетинг
Финансово-экономический механизм включает государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, дотации, другие инвестиции, налоги, пошлины, сборы, налоговые льготы, компенсационные платежи. цены, специальные фонды и иные денежные активы, привлекаемые в экологическую сферу, а также материально-техническое снабжение, экологическое страхование и систему возмещения вреда и ущерба в области природопользования.
Штрафы и другие экономические санкции, являются следствием экологических правонарушений, поэтому их не следует причислять к специфическим экономическим средствам обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Правонарушения и санкции методологически оправдано рассматривать в разделе об ответственности за нарушение природоресурсного и природоохранного законодательства.
Вышеназванные экономические средства обеспечения природопользования, будучи урегулированными нормами природоресурсного, природоохранного, хозяйственного, финансового, налогового и иного законодательства, составляют основу экономико-правового механизма осуществления природоресурсной и природоохранной деятельности. Без норм права эти средства самостоятельно не способны приходить в движение, представляют собой застывшие, статические явления и не могут быть признаны сугубо экономическими механизмами в значении «двигателя» экологических отношений.
Еще статьи по теме
Охрана озонового слоя и климата
Защита озонового слоя атмосферы является одной из наиболее
острых глобальных экологических проблем современности. Его истощение стало
одной из основных угроз жизни на земле. Разрушителями озона признаются хлор и
бром, которые используются ...
Эколого-ценотические особенности прибрежно-водной растительности Кореновского района
Кореновский
район - это золотистые плодородные поля, густые заросли лесных посадок, богатые
рыбой реки и водоёмы Кубани. Расположенный в центральной части Краснодарского
края Кореновский район по своему местоположению является официальным
...