Урболандшафты г. Гомеля
вторичный водно-ледниковый ландшафт, умереннодренированный, с сосновыми, мелколиственными лесами на дерново-подзолистых песчаных почвах (около 30% территории). Занимает восточную часть города. В литологическом отношении это разнозернистые пески с гравием и галькой, иногда с прослоями морены. Покровные отложения развиты локально и представлены водно-ледниковыми супесями, изредка лессовидными супесями.
В структуре почвенного покрова господствуют дерново-подзолистые песчаные почвы. Для плоских междуречий характерны дерново-подзолистые заболоченные супесчано-песчаные почвы. Доминируют урочища плоских междуречий, слабодренированных и полого-волнистых междуречий разной степени дренированности;
аллювиально-терресированный ландшафт, слабодренированный с широколиственно-сосновыми, дубовыми лесами на дерново-подзолистых заболоченных почвах, коренными мелколиственными лесами на низинных болотах (10%). Занимает небольшие участки в пределах поймы р. Сож, с аккумулятивной деятельностью которой связано его формирование. В строении террас мелко- и тонкозернистые пески мощностью от 2-3 до 12 м, на отдельных участках перекрытые водно-ледниковыми супесями, изредка суглинками.
В структуре почвенного покрова ландшафта доминируют дерново-подзолистые супесчано-песчаные почвы как нормального, так и избыточного увлажнения. К котловинам тяготеют торфяно-болотные почвы. Преобладают урочища плоской первой надпойменной террасы, полого-наклонной второй надпойменной террасы и эоловых массивов;
пойменный ландшафт, различной степени дренированности с лугами, дубравами на дерновых заболоченных почвах, болотами (около 40% территории). Ландшафт является молодым, его формирование началось во второй половине голоцена и продолжается в настоящее время.
Почвенно-растительный покров, особенно на гривистой пойме, характеризуется комплексностью. Наиболее развиты аллювиальные дерновые заболоченные супесчано-песчаные почвы, занятые злаковыми остепненными лугами. Выделяются урочища гривистой (сегментно- и параллельно-гривистой) поймы, плоско-волнистой поймы, плоской поймы малых речных доли и эоловых массивов.
Начиная с самых ранних этапов освоения территории города, коренные ландшафты подвергались активной трансформации под влиянием человека и в результате серийных изменений превратились в типичные антропогенные (культурные), решающую роль в развитии и функционировании которых играет целесообразность использования человеком. По мере трансформации коренных ландшафтов изменяются их функциональные особенности. На первых этапах они выполняли в основном свои природные функции. Каждый вид хозяйственной деятельности человека привел к нарушению природных функций ландшафта и его компонентов.
Площадь г. Гомеля - более 11 тыс. га, из которых почти 40 % - селитебные территории (кварталы жилой и общественной застройки, зеленые насаждения общего пользования, улицы и др.). На многоквартирную застройку приходится 13 % территории, на усадебную - более 17 %. Из 60 % территорий другого назначения 14% занимают производственные и коммунально-складские и более 12 % - дорожно-транспортные.
Моренно-зандровый ландшафт выполняет в основном селитебную, промышленную, транспортную и коммунально-складскую функции, занимает центральную часть города со старой застройкой высокой плотности, в основном средневысотной (4 - 6, чаще 5 этажей), важнейшими транспортными путями, вокзалами. По окраинам этого типа параллельными рядами тянется усадебный тип застройки. На севере города расположена производственная зона с рядом предприятий, большая часть которых входит в СЭЗ «Гомель-Ратон» - «Северныйпромузел». На прилегающих к северо-западной окраине города территориях, в пределах перспективных границ СЭЗ, планируется размещение новых промышленных и промышленно-коммунальных предприятий. Предпосылкой этому служит выгодное расположение вблизи железнодорожных станций и аэропорта. Зона транспортной инфраструктуры подразделяется на железнодорожную и автотранспортную подзоны. Они создают каркас для городских ландшафтов более низких рангов. В пределах рассматриваемого коренного ландшафта находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, с юга на север тянутся важнейшие городские магистрали, которые выделяются максимальной шириной проезжей части, всеми видами движущегося автотранспорта (легкового, общественного пассажирского, грузового автомобильного и электротранспорта). Этот ландшафт занимает первое место по степени загрязненности в городе, как выбросами автотранспорта, так и промышленных предприятий. Особо опасным в экологическом отношении является производство завода «Гомелькабель», расположенного в северной части города, где зафиксированы наиболее высокие концентрации свинца (более 80 мг/кг), ртути, кадмия и других химических веществ.
Еще статьи по теме
Микробиологический анализ балластных вод
Одной из серьезных экологических проблем является проблема биологической
инвазии. То есть вселение, несвойственных данной акватории, организмов в новые
местообитания. Одним из способов попадания микроорганизмов в новые акватории
осуществля ...
Нетрадиционные источники энергии
Возобновляемая энергия признана важной составляющей энергетики в XXI веке, и ее активное
использование- один из основных путей достижения успехов в будущем.
Возобновляемая энергетика может стать основой для региональных и
локальных систе ...