Классификация городских ландшафтов
Селитебные ландшафты так же можно разделить на более низкие ранги, например по высотности (многоэтажности) застройки. Можно выделить селитебные маловысотные (1 - 2 этажа), низко- (1 - 3 этажа), средневысотные (4 - 6 этажей), высотные (9 - 16 этажей) и высокие (более 16 этажей), а также разновысотные пониженные (2 - 16 с основной массой зданий в 3 - 7 этажей) и разновысотные повышенные (более 5-и этажей без устойчивого спектра) на следующей классификационной ступени выделяют селитебные ландшафты сплошной, плотной, разреженной спорадической (в городах - редко) застройки.
Промышленные ландшафты. Функциональная сущность промышленных ландшафтов - генерирование искусственных и синтетических, физических, химических, биологических объектов.
При классификации промышленных ландшафтов следует исходить из характера и глубины преобразования в них вещества, энергии, информации и морфологических особенностей техногенного каркаса, обеспечивающего эти преобразования.
Транспортные ландшафты подразделяются на железнодорожные, автотранспортные, авиационные, водного транспорта. Авиационные транспортные ландшафты представлены аэропортами и аэродромами, ландшафты водного транспорта - морскими и речными портами, пристанями и причалами. Железнодорожные ландшафты подразделяются на транспортные ландшафты железнодорожных вокзалов, депо, станций и на ландшафты железнодорожных путей сообщения; автотранспортные представлены ландшафтами автотранспортных предприятий, автовокзалов, автозаправочных станций, автостанций и автотранспортных путей сообщений [7].
Характерной особенностью транспортных ландшафтов состоит в том, что они создают ландшафтный каркас для городских ландшафтов низких рангов.
При классификации ландшафтов автотранспортных путей сообщения следует исходить из следующих взаимосвязанных показателей: 1) морфологических параметров дорог (ширина проезжей части, количество полос движения, минимальный радиус кривых в плане, наибольшие продольные уклоны); 2) петрографических особенностей дорожного полотна; 3) состава движущегося транспорта (комбинации из легкового, общественного пассажирского, грузового автомобильного и электротранспорта); 4) интенсивности и 5) скорости движения; 6) обеспеченности автодороги инженерной инфраструктурой (дорожные столбы, заграждения, эстакады, подземные переходы и т. д.); 7) ландшафтного окружения автодороги (пересекает дорога один и тот же ландшафт или разные); 8) характера придорожного озеленения.
Садово-парковые ландшафты можно разделить на две большие группы: садово-парковые ландшафты со структурой фитоценозов, созданной человеком и поддерживаемой им в функционально эффективном состоянии, садово-парковые ландшафты с естественной структурой сообществ, изменяющейся в соответствии с природными закономерностями. На следующих уровнях классификации садово-парковых ландшафтов целесообразно исходить из конкретных фитоценологических особенностей, иерархического уровня фитоценоза в системе городских насаждений, сукцессионной стадии фитоценоза и наличия в нём техногенных ландшафтных компонентов.
Складские ландшафты подразделяются на целенаправленного и вынужденного складирования. В дальнейшем складские ландшафты в каждой из групп подразделяются по характеру складируемых объектов. В первой группе выделяются складские ландшафты готовой продукции промышленных предприятий, транспортных средств (гаражи, стоянки), сельскохозяйственной продукции, сырья; во второй группе - коммунальные паразитические складские ландшафты (свалки) и промышленные паразитические складские ландшафты. В последних складируются отходы промышленного производства. Эти ландшафты близки к горно-промышленным, но отличаются от них тем, что складируемый субстрат в процессе промышленного производства претерпел существенные физико-химические изменения. Дальнейшая классификация складских ландшафтов проводится в зависимости от вида складируемого объекта: стоянка судов, склад готовой продукции машиностроительного предприятия, отвалы шлаков металлургического предприятия и т. д.
Еще статьи по теме
Охрана озонового слоя и климата
Защита озонового слоя атмосферы является одной из наиболее
острых глобальных экологических проблем современности. Его истощение стало
одной из основных угроз жизни на земле. Разрушителями озона признаются хлор и
бром, которые используются ...
Экологическая характеристика некоторых групп птиц Нижней Волги
Орнитофауна Нижней Волги в пределах Волгоградской и Астраханской областей
содержит 346 видов. 283 вида зарегистрированы в Астраханском заповеднике и на
сопредельной с ним территории приморской части дельты Волги.
Зоогеографический
анали ...