На помощь приходит холод
Как показал анализ мировой практики утилизации изношенных шин, сегодня наиболее перспективная технология - низкотемпературная переработка этих отходов, при которой резина (а её доля в шине составляет 90 %) полностью перерабатывается в резиновую крошку, а степень очистки от стали, текстиля и минеральных примесей достигает 99.99 %. Определяющим для технологии размельчения холодом является охлаждение материала ниже температуры охрупчивания перед размельчением (для резины в зависимости от её состава это температурный промежуток от -60 до -120 °С). В качестве хладагента в большинстве случаев применяется жидкий азот (LN2 LiquidNitrogen - жидкий нитроген).
Сам процесс достаточно прост. Изношенная шина, поступающая на переработку, предварительно измельчается, охлаждается, из неё производят гранулят. Затем гранулят охлаждают и перерабатывают в резиновую пыль, после чего полученный материал сортируют и упаковывают.
Эта продукция представляет интерес, прежде всего, для шинной (производство РТИ) и резиноасбестовой промышленности (для замены натурального каучука). Чтобы представить масштабы потенциального спроса на такую продукцию, достаточно ознакомиться с прогнозом Индонезийского НИИ по каучукам: к 2020 г. ожидается дефицит натурального каучука в 800 тыс. т, и чтобы обеспечить потребность в нём резинопотребляющих отраслей.
Необходимо увеличить существующие производственные мощности по его изготовлению на 2,3 млн. т по сравнению с 2005 г . что практически невозможно. Поэтому ожидаемый дефицит натурального каучука неизбежно приведёт к бурному росту цен на него, и вот тогда-то резинопотребляющие отрасли будут вынуждены активно использовать резиновую крошку как альтернативное сырьё в качестве добавки в резиновые смеси.
Там, где этим вопросом уже занимаются вплотную, исследования показали, что при криогенной технологии шина на 10 % может состоять из мельчайшей резиновой пыли с модифицированной поверхностью, и, например, только в Германии потребление такой модифицированной резиновой пыли оцениваются в 50-60 тыс. т/год.
А уже сегодня резиновую крошку с размером гранул более 0,6 мм, полученную от переработки старых шин, в ряде стран применяют как добавку в битум в дорожном строительстве. Она также используется для изготовления напольных покрытий в магазинах, выставочных залах, непрерывных резиновых лент, в качестве тепло- , холодо- и звукоизоляторов, в обувной промышленности (подошвы, резиновые сапоги). в сельском хозяйстве и в автомобилестроении. Заметим, что переработка шин по криогенной технологии экологически безвредна и полностью исключает пожароопасные ситуации.
Ещё более перспективен комбинированный способ, отличающийся от криогенного тем, что часть резиновой крошки (фракция > 0,6 мм) идёт на гидрогенизацию и получение из неё моторных видов бензина. В этом контексте, говоря об Украине, надо учесть, что перерабатывать такое углеводородное сырьё и насыщенное поглотительное или соляровое масло могут уже имеющиеся в стране мощности нефтеперерабатывающих или коксохимических заводов, что значительно уменьшит первоначальные затраты на внедрение всего технологического цикла. Тем самым до предела будут минимизированы затраты на приобретение изношенных шин, т. е. сырьё для вновь строящихся заводов по переработке изношенных шин практически будет бесплатным. Другими словами, создание комбинированных мощностей позволит из почти бесплатного сырья (изношенных шин) получать и бензин, и резиновую крошку.
Еще статьи по теме
Экологические исследования в комплексных инженерных изысканиях
Инженерные
изыскания являются одним из важнейших видов строительной деятельности, с них
начинается любой процесс строительства и эксплуатации объектов. Инженерные
изыскания обеспечивают комплексное изучение природных условий района
строит ...
Особенности экологических проблем шельфовой зоны
Актуальность контрольной работы: человеческий мир осознал
себя цельным со всем остальным миром и эта цельность характерна для всех
уровней и масштабов его деятельности. Его технологическое могущество породило
новые связи в природе и общест ...