Описание парков города Гомеля
В данной курсовой работе проводился учёт птиц по 2 паркам и 2 скверам: парк имени Луначарского и его парковая зона, парк Фестивальный, а так же сквер Студенческий и сквер имени Громыко.
Парк культуры и отдыха им. А.В. Луначарского, не только самый большой парк города (33 га), но и предмет национальной гордости гомельчан и жителей нашей республики.
Находится в центре города (Центральный район) протянулся вдоль правого берега реки Сож.
Дворцово-парковый ансамбль является одним из лучших образцов дворцового и паркового строительства в республике. Монументальный дворец был решен мастерами русского классицизма как главенствующий силуэт в панораме города. Строительство дворца проводилось в несколько этапов с 1777 по 1851 гг. Дворец Румянцевых-Паскевичей - свидетель многих исторических событий и его история, как и история его владельцев, уходит в XVIII век.
При первом разделе Речи Посполитой в 1772 г. Гомель был присоединен к Российской империи, а в 1775 г. Екатериной Второй был подарен знаменитому русскому полководцу графу генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому II, После смерти фельдмаршала в 1796 г. Гомельское имение унаследовал его старший сын Н.П. Румянцев III (1754-1826 гг.), видный государственный деятель Российской империи, который объединил вокруг себя блестящую плеяду ученых (историков и археографов). Он и члены его кружка вели изыскания в архивах, монастырских библиотеках, организовывали археологические раскопки и этнографические исследования. По данным различных ученых, Н.П. Румянцев затратил на научные исследования от 300 тысяч до 1 млн. рублей. Постепенно в Гомельском дворце мецената собралось множество реликвий истории и искусства, которые позже стали основой Румянцевского музея (в Санкт-Петербурге, затем в Москве).
После смерти Н.П. Румянцева и вывоза гомельских коллекций в Санкт-Петербург не была оборвана традиция собирательства и коллекционирования шедевров мирового значения в Гомельском имении, новым владельцем которого в 1834 г, стал крупный российский военноначальник генерал-фельдмаршал граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский, князь Варшавский VII (1782-1856 гг.). Он заплатил за имение 4, 5 млн. рублей. И. Ф. Паскевич и его потомки владели гомельским имением до ноября 1917 г.
В первые годы Советской власти и даже в период немецкой оккупации Гомеля (1 марта 1918 - 14 января 1919 гг.). Гомельское имение не пострадало, дворцово-парковый ансамбль и ценности, находившиеся во дворце, остались нетронутыми. Веды начались 24 марта 1919 г., когда восстали два красноармейских полка под командованием бывшего царского офицера М.А. Стрекопытова. Захватив дворец, мятежники разместили в нем телефонный узел и пункт наблюдения. Войска, посланные для подавления бунта, открыли ночью огонь из орудий по дворцу. Дворец загорелся. В связи с этими событиями упоминается имя Викентия Викентьевича Пошуканиса, о котором в газете «Советская культура» от 8 декабря 1990 г. Е. Кончиным была написана статья «Пожар в Гомеле». Из этой статьи мы узнаем, что В.В. Пошуканис был эмиссаром Музейного отдела Народного комиссариата просвещения, возглавляемого Натальей Ивановной Троцкой, женой Л.Д. Троцкого. Пошуканис, прибывший во дворец до начала мятежа для осмотра и экспроприации в Москву наиболее ценных вещей Гомельского имения, хотя и был, застигнут врасплох мятежом и пожаром, не растерялся. Собрав служащих дворца, он кинулся вместе с ними в горящее здание. Спасена была большая часть вещей и все драгоценности. Неделю спустя драгоценности были вывезены в Москву и сданы в Исторический музей. Это была первая серьезная потеря, понесенная Гомельским имением, на основе которого было решено создать музей. История Гомельского музея была бы типичной для подобного рода учреждений, если бы не уникальность коллекций, о которой было рассказано выше. Основным документом для образования Гомельского музея стала полученная Гомельским Губисполкомом в марте 1919 г. правительственная телеграмма Наркома просвещения А.В. Луначарского, которая предписывала закрепить за музеем парк, здание дворца князя Паскевича и все ценности в нем находившиеся.
В конце 30-х годов музей занимал лишь небольшую часть дворца - его правое крыло и левую галерею, остальное помещение занимали следующие учреждения и организации: детская техническая станция, кукольный театр, библиотечный коллектор, областная библиотека, дворец пионеров, областной дорожный отдел и частные лица. Еще проводились экскурсии по парку для любителей флоры и фауны.
Началась война. В здании дворца размещался штаб Центрального фронта, работники музея готовились к эвакуации. И вот здесь особого разговора заслуживает судьба музейных экспонатов, эвакуированных во время Великой Отечественной войны в г. Урюпинск Сталинградской области. Из письма научного сотрудника Р. М. Мелях, работавшей в Гомельском музее в те трудные годы, следует, что эвакуация музейных ценностей протекала хорошо, тем более, что времени для ее организации было достаточно (Гомель был оставлен немцам 19 августа 1941 г.). Музею было предоставлено необходимое количество ящиков и другого упаковочного материала. Тщательно подготовленные к отправке вещи были доставлены на вокзал и благополучно погружены в теплушки. Вместе с ними и своей семьей, уехал директор Гомельского музея С.Т. Антонов. Музейные ценности были эвакуированы вначале в Сталинград, а затем в Урюпинск. Казалось бы, дело обстоит неплохо, но тут выясняется, что из эвакуированных предметов на сегодняшний день осталось ничтожно мало (около 200 экспонатов, включая мелкие вещи), зато появилось два списка вещей, пропавших без вести. О втором списке будет рассказано ниже, здесь привожу первый список, озаглавленный так: «Опись ценностей Гомельского музея, не эвакуированных во время Великой Отечественной войны». Составлен этот документ в сентябре 1947 г. для Комитета по делам Культуросветучреждений при Совете Министров БССР и подписан директором Гомельского музея Малкиным. Всего в эту опись внесено 200 экспонатов, среди которых: скульптуры и бюсты, чаши и вазы, подсвечники и канделябры, кресла и ковры, рапиры, часы разных размеров, кровать деревянная, украшенная мозаикой с гербом Воронцова-Дашкова, мундир гусарский фельдмаршала Паскевича и др.
Еще статьи по теме
Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду предприятия по производству керамической плитки
Керамическими
называют искусственные каменные материалы, изготавливаемые из глин и их смесей
с минеральными и органическими добавками путем формования и последующего
обжига. На древнегреческом языке «керамос» означало гончарную глину, а та ...
Охрана озонового слоя и климата
Защита озонового слоя атмосферы является одной из наиболее
острых глобальных экологических проблем современности. Его истощение стало
одной из основных угроз жизни на земле. Разрушителями озона признаются хлор и
бром, которые используются ...