Экологическая философия С. Полоцкого
В поэзии С. Полоцкого мы находим и указание на предопределение реальности и природы законами, исходящими от Бога: «Но в законе господня воля полагается // чему днем и ночью себя поучает. // Будет ли древо при водах посажено, // если дает оно во время свой плод неизменный.» [2, с. 65]. Часто в своих произведениях С. Полоцкий говорит о том, что поэт является вторым богом, ибо поэтическое творчество соотносится с деятельностью Демиурга.
Восточнославянская философия данного периода пронизана интенциями растворимости человека в контексте окружающего природного мира как наиболее органичной части самой природы. В теоретическом плане С. Полоцкий может рассматриваться как последователь Ф. Скорины и Н. Гусовского. В его работах актуализируется проблема охраны окружающей среды, создания природоохранных технологий, способствующих восстановлению природного гомеостазиса, что находит свое дальнейшее развитие в философии К. Нарбута, Б. Добшевича, Г. Конисского и др., которые рассматривали человека как хозяина природного мира, на котором лежит ответственность за состояние окружающей среды, ее совершенство и разнообразие. Возможно, это привело к возникновению тенденций актуализации зависимости здоровья человека от состояний окружающей его природной среды, а также к зарождению идеи поддержания ан- тропоприродного равновесия и ответственности социума за мир и бытие природы.
Центральной тематикой последующего религиозно-философского поиска становится эстетическое восприятие природного мира, наполненного божественной красотой и благодатью, законы которого равнозначны установленным всевышним параметрам функционирования окружающей среды. Данная тематика имплицитно содержится в литературно-философском сборнике С. Полоцкого «Вертоград многоцветный». Стоит отметить, что по замечанию Т. Исаченко, слово «вертоград» в Православной церковной культуре отождествляется не только с садом, но и с Травником, где содержатся предписания для преодоления как физических, так и духовных немощей человека [1, с. 194].
В контексте одухотворения природы начинает можно усмотреть начала становления идеала гармонического равновесия систем «человек-природа» и «человек-социум». Христианская духовность отдает природу в угоду человека, при этом без единого умаления ее значимости, что говорит о неразрывном единстве их судеб. Известная исследовательница творчества
С.Полоцкого Л.И. Сазонова, говорит о том, что «вертоград» или «сад» олицетворяет «рай мыслительный, духовный, приносящий плоды мудрости и знания» [3, с. 43-45].
Философское и литературное творчество С. Полоцкого по-новому осмысливало природный мир как основополагающий фактор человеческой истории, который зачастую выступает посредником между социальным и божественным мирами, а также служит местом свершения мировых судеб. Такой подход к истолкованию значимости природы явился одной из вех в теоретическом осмыслении ответственности человека за состояние окружающей среды, решающим моментом чего стала констатация необходимости природоохранных действий. Идеи
С.Полоцкого о значимости поддержания антропоприродного равновесия и ответственности человека за окружающий мир - одна из ступеней в теоретических поисках социоприродной гармонии последующих мыслителей.
Еще статьи по теме
Проект инвентаризации выбросов загрязняющих веществ ЗАО Кубаньтехгаз
Длительное время локальные загрязнения атмосферы сравнительно быстро
разбавлялись массами чистого воздуха. Пыль, дым, газы рассеивались воздушными
потоками и выпадали на землю с дождем и снегом, нейтрализовались, вступая в
реакции с природ ...
Проблемы экологизации сельского хозяйства
Современное
сельское хозяйство является высокоразвитой отраслью деятельности человека,
которая оказывает огромное воздействие на окружающую среду. Сельское хозяйство
нашей страны имеет высокоразвитое животноводство. Крупные животноводчески ...