Экологическая философия С. Полоцкого
Теоретический поиск XVII в. в философии восточных славян, в отличие от предшествующей традиции, представляет собой достаточно сложное и многоаспектное явление. Прежде всего, идеи Реформации предопределили становление нового видения мира и места человека в его структуре. В это время в западноевропейской культуре зарождается стиль барокко, который отказывается от ренессансного антропоцентризма и вновь возвращается к средневековой идее бога как первопричины и цели земного существования.
Смена мировоззренческих ориентиров предопределила переосмысление проблемы отношения социума к природе. Христианский тезис о господстве человека над окружающей средой трансформируется в идею ее тотального покорения. Развитие классического естествознания в немалой степени содействовало окончательному отделению человека от природы (что в конечном итоге привело к возникновению в конце ХХ в. глобального экологического кризиса).
На восточнославянские земли идеи барокко проникают через территорию Польши в конце XVII века. Культура восточных славян данного периода характеризуется зарождением и противостоянием различных философских и общественно-политических направлений, которые соединили в себе традиции своего региона с западноевропейским научным опытом.
Одним из наиболее интересных представителей восточнославянской философии конца XVII века является Симеон Полоцкий. Несомненно, его идеи оказали большое влияние на развитие белорусской и русской культуры. Философские взгляды С. Полоцкого были основаны на христианской системе ценностей, а духовная жизнь человека стала главной темой его рассуждений. Им рассматривались и приоритеты обычного человеческого бытия. Его взгляд на историческое развитие нашел свое воплощение в концепции единого истока возникновения восточнославянских народов, под которым он понимал «российский род». Относительно белорусской земли также выдвигается подобного рода установка, ибо она, согласно рассуждениям
С.Полоцкого, изначально «давняя русская» территория.
Философские поиски С. Полоцкого включают в себя не только вышеназванные темы. Следует отметить, что восточнославянская культура конца XVII - первой половины XVIII вв. в целом была ориентирована на поиск антропо-природного равновесия. Почему-то данная проблематика редко затрагивается современными исследователями истории национальной философии. С. Полоцкий при рассмотрении природы соединил философско-теоретические традиции интерпретации социоприродного взаимодействия с достижениями современного ему естествознания. В своих рассуждениях он отдает дань античности и при анализе природных явлений выстраивает собственную концепцию четырех стихий, борьба и взаимодействие которых порождает все существующие космические и природные структурные элементы: «Блажен человек есть, ему же от Бога // Иакова помощь и надежд много // На Господа живо, ибо сотворил он // небо, землю, море и все исполнил.» [2, с. 67-68]. Из приведенной цитаты можно сделать вывод, что в центре теоретических разработок мыслителя стоит общехристианская идея человека как вселенского владыки.
Следует отметить, что С. Полоцкий значительное внимание уделяет и проблемам познаваемости мира, которые являлись основополагающей темой новоевропейской философии рассматриваемого периода. Его гносеологическая позиция была близка идеям западноевропейского сенсуализма. С. Полоцкий говорит об изначальности и приоритетности чувственного познания в постижении природы и человека, который метафорично представлен в его творчестве как город с пятью входными воротами (органы чувств), через которые он и приобретает первичные знания.
Философия С. Полоцкого пронизана отголосками архаического мировоззрения о ритмичности жизнедеятельности человека в контексте природно-календарных циклов, лежащих в основе всего социального бытия. В своем творчестве он развивал характерные для христианской культуры идеи семиотической природы творения. Согласно им, природный мир преисполнен изначальным смыслом и божественным промыслом. В творчестве С. Полоцкого формулируется и идея синхронизации деятельности социума с биоритмами природного пространства его проживания. Эта позиция заложила в восточнославянской философской мысли основы истолкования природного мира как сложноорганизованной полиструктурной реальности, которую можно читать по аналогии с книгой. В своем стихотворении «Мир как книга» С. Полоцкий пишет: «Первый же лист есть небо, на нем же светила, // Яко письма, Божия, крепость положила. // < .> Четвертый лист, соим водный в ней вся обретает, // в том животных множество удоб ся читает. // Последний лист есть земля с древесы, с травами, // со крупицы и с животными, яко с писменами» [2, с. 55-56]. Следует отметить, что сравнение природы с книгой не является новационной идеей в западноевропейской философии. Начиная с эпохи Возрождения, окружающая среда воспринималась в ней как текст (по-аналогии со Священным Писанием), который нужно уметь читать, ибо он согласуется с божественным порядком.
Еще статьи по теме
Расчет и прогнозирование состояния окружающей среды
В
настоящее время особо актуальны вопросы, связанные с охраной окружающей среды.
В XX веке загрязнение и разрушение окружающей среды нередко стали связывать с
хозяйственной деятельностью человека. Антропогенные изменения окружающей среды
...
Основные проблемы Курортного района Санкт-Петербурга
Курортный район является пригородным районом Санкт-Петербурга. На
территории района находятся города Сестрорецк и Зеленогорск, а также поселки
Горская, Песочный, Солнечное, Репино, Комарово, Ушково.
Курортный район Санкт-Петербурга распо ...