Экологические вопросы национального самосознания
4. Неканоническая трактовка экофильных потенций православия связана с изучением «оязыченного христианства» в культуре восточных славян. Точнее, традиция исследования христианских архетипов духовной культуры общества базируется, как правило, на понимании их соотношения с дохристианскими архетипами мировоззрения и увязывается либо с самодостаточностью язычества, либо с противоречиями язычества и христианства, либо с их преемственностью.
Сторонники первого исследовательского подхода рассматривают дохристианское языческое мировоззрение восточных славян как «религию радости», восхищения перед силой и красотой природы. Религию метафизическую, не антропоморфную, с тенденцией к монотеизму. «Религиозная метафизика язычества выше многих религиозных построений», поэтому и «влияние христианства на духовную культуру русского народа носило в основном поверхностный характер, изменило не духовную культуру, а культ» (Ю.П. Миролюбов).
Авторы второй точки зрения усматривают экофобию христианства в его незаинтересованном отношении к природному в мире и человеке; в призыве «свернуть природоохранную деятельность» и заняться невозможным - выправлением души человека. Экофильные ценности рассматриваются в этом контексте как самодостаточные и экстравертные, христианские приоритеты - как несамодостаточные и интровертные.
Адепты третьего, здесь излагаемого подхода к пониманию сути оязыченного христианства восточных славян проясняют его экофильные установки, опираясь на исследования преемственности образцов духовного опыта с позиций взаимодействия автохтонного и рецептивного в отечественной культуре.
5. Генезис православия в Киевском периоде восточнославянской истории связан с автохтонными экофильными ценностями: панэтизмом и панэстетизмом языческого миовоззрения. Для исконного богородичного православия характерны внешняя обрядность, пантеистическое содержание, бессознательное двоеверие, обрядоверие и суеверие, воплощенные в текстах Начальной летописи и древнерусской книжности. Так спасительная религия была принижена до уровня стихийного, природного человека в условиях первоначального христианства. Под влиянием языческой этики иначе осмысливалось христианское благочестие: праведником был не молитвенник, но добродетельный в жизни человек.
Экофильность современной православной сотериологии также во многом определяется богородичным православием. «Богородица, в отличие от Христа, спасителя человеческой души, спасает весь мир и тем самым делает тварное бытие сопричастным к святости и небесному блаженству» (А.Ф. Замалеев).
Таким образом, экофильные ценности вошли в духовный опыт религиозного (философского и конфессионального) жизнеучения восточных славян, стали ракурсом мироуяснения и морального совершенствования. Канонические экофильные установки православной сотерио- логии преемственно развивают дохристианское мировоззрение восточных славян, и этим объясняется их функциональная неканоничность. И дело не в отсутствии метафизических противоречий между язычеством и христианством, а в историческом выборе нравственноонтологической сотериологии православия. Экофильность отечественного умозрения способствует духовному сплочению народов и культур в контексте глобальных процессов современности. По мысли Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.
Еще статьи по теме
Нетрадиционные источники энергии
Возобновляемая энергия признана важной составляющей энергетики в XXI веке, и ее активное
использование- один из основных путей достижения успехов в будущем.
Возобновляемая энергетика может стать основой для региональных и
локальных систе ...
Экологические проблемы Приморского края
Вопросы
улучшения экологической ситуации, устойчивого развития, уменьшения потребления
природных ресурсов на единицу валового продукта, роста энергоэффективности
экономики сегодня сформулированы как приоритетные задачи государства.
Не
...