Экологические вопросы национального самосознания
Экофильные установки национального самосознания приобретают особую актуальность в контексте современных глобальных процессов, поскольку отношение человека к природе во многом определяет моральный облик общества и личности, является основой безопасности жизнедеятельности и дальнейшего развития народных традиций, способствует толерантному взаимодействию в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей.
Экофильные приоритеты и ценности современного белорусского общества в значительной мере обусловлены христианским пониманием отношений между человеком и природой, которое выступает подосновой истории белорусской философии и отражено в вероучениях и социальных концепциях традиционных для Беларуси конфессий.
1. Предметный онтологизм восточнославянской философии, антропологической и этической по существу, раскрылся в ее истоках, в учениях Е. Полоцкой, К. Смолятича, К. Туровского. Эти белорусские мыслители раскрыли тему «личностной бытийной ориентации, которая совпадает с фундаментальным онтологическим вектором от человека к Богу» (А.А. Козел). «Самобытное мудрование», не тождественное православию, но вдохновленное им, отечественная философия всегда отличалась свободомыслием и антроподицеей, показывала «космоустроительную роль человека в мировом процессе бытия» (А.Ф. Замалеев).
Русская религиозная философия как православная экзегеза показала «включенность познания в отношение к миру и действование в нем» (В.В. Зеньковский). Исследовала «относительно сущее и смысл жизни» (В.С. Соловьев), «жизненный опыт» (С.Л. Франк, И.А. Ильин), «нравственный онтологизм» (В.Ф. Эрн).
2. Экофильные православные контексты отечественного умозрения могут быть рассмотрены канонически и неканонически. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», догматически единой с Белорусским Экзархатом РПЦ, в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» сказано, что «одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира», а попрание жизни есть вызов, брошенный Господу. «Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический», и очевидно, что «преобразование природы должно начинаться с преображения души человека».
3. Канон онтологической сотериологии православия учит о восприятии жизни как дара Божьего и природы как храма, в котором человек не хозяин, но работник, послушник. Православная сотериология как религиозно-аскетический образ спасения души не означает «отвержение мира и презрение плоти», но требует «преображения и освящения мира» (В.В. Зеньковский). Сотериология православия заповедует внутреннее преображение человека, онтологически совпадающее с образом его жизни, нравственным осознанием обязанностей по отношению к самому себе, другим людям, обществу, природе.
Экофильные установки православного вероучения берут свое начало в амартологии (учении о грехопадении человека), которая сообщает, что человек, сотворенный духовным существом, отпал от Бога в результате грехопадения и призван преодолевать свое несовершенство. В православной антропологии интегрируются основоположения о трех началах человека (естественном, разумном и божественном) сообразно трем сферам его бытия (природного, социального и религиозного), трем дарам (свободы, ценностей, смысла жизни), трем отношениям (к самому себе и другим людям, миру, Богу) и трем ступеням пути духовного спасения (норма, ценность, благо).
Онтологическая сотериология православия учит о данности человеку образа Божьего и заданности, ввиду греховности, богоподобия. Духовное спасение человека предполагает онтологическое и соборное преображение как изменение всего строя личности, ее бытия и отношения к миру. Несмотря на богатый аскетический опыт обуздания страстей, накопленный в монашеской традиции, отрицанию в православной сотериологии подлежит не тело, а его пороки. Происхождение грехов имеет нравственный, но не природный характер. Поэтому возможно превратить свое тело в храм духа: следует трудиться, соблюдать моральную чистоту, целомудрие, пост, воздержание, трезвение. Заповедуется любить грешника и ненавидеть грех.
Монодуальная догматика православной сотериологии раскрывает экофильные силы человека и мира. Нераздельность и неслиянность Божественного и человеческого, данность и за- данность благодати и свободы предполагают встречное усилие со стороны человека. «Небеса снижаются к земле в ответ на горние взлеты человеческого духа» (Г. Флоровский).
Еще статьи по теме
Леса Западной Сибири и их экологическая роль
По лесопокрытой площади леса Западной Сибири занимают 15%
площади лесов РФ, по запасу же древесины их удельный вес возрастает до 25%, что
свидетельствует о преобладании здесь спелых лесов более высокой
производительности, чем в Европейской ...
Проект инвентаризации выбросов загрязняющих веществ ЗАО Кубаньтехгаз
Длительное время локальные загрязнения атмосферы сравнительно быстро
разбавлялись массами чистого воздуха. Пыль, дым, газы рассеивались воздушными
потоками и выпадали на землю с дождем и снегом, нейтрализовались, вступая в
реакции с природ ...