Экологические группы и жизненные формы пресноводных брюхоногих моллюсков
Брюхоногие моллюски встречаются почти во всех природных водоемах, существующих хотя бы несколько недель в году. Но их видовой состав, разнообразие и обилие в разных местах резко различаются. Выделение экологических группировок является одним из наиболее показательных способов изучения образа жизни гидробионтов, т.к. позволяет дать сравнительную оценку экологических предпочтений многих, в том числе не встречающихся совместно видов, а также рассматривать адаптации организмов к определенным условиям обитания.
В связи с изучением морфологических адаптаций одним из наиболее важных таксонов являются брюхоногие моллюски. Помимо большого разнообразия рецентных представителей, класс Gastropoda широко представлен в палеонтологической летописи. Данные об образе ископаемых, что, может быть использовано для реконструкции среды обитания древних сообществ.
Ранее предпринимались попытки выделения жизненных форм лишь внутри семейства Lymnaeidae (Круглов, Старобогатов, 1987; Круглов, 2005). Однако полный видовой состав морфоэкологических групп обозначен не был, так как определение жизненной формы, принятое в рассматриваемых публикациях, подразумевает под жизненной формой не «группу видов» а «морфологический тип приспособления». Понятие «жизненная форма» широко применяется в зоологии. Выделение жизненных форм используется для нужд систематики, а также для характеристики экологической структуры сообществ и реконструкции образа жизни вымерших групп организмов.
К настоящему времени имеется ряд работ, отражающих различные взгляды на сущность понятия «жизненная форма» (Алеев, 1980; Криволуцкий, 1967; 1971; Нессис, Нигматулин, 2003; Свешников, Станкявичюс, 1987). Наиболее удачное на наш взгляд определение дано И.Х. Шаровой (1973) как «группа организмов, на определённой фазе онтогенеза занимающих сходные экологические ниши и обладающих комплексом основных адаптивных морфологических признаков, определяющих их общий габитус и возникших в процессе эволюции под влиянием сходных факторов естественного отбора». Для жизненной формы удобнее употреблять названия, связанные с габитуальными признаками (например, форма раковины, или размеры) или производные от таксономической группы - наиболее характерного представителя жизненной формы. В соответствии с современными взглядами на дифференциацию экологических групп, нами за основу была принята градация И.О. Нехаева (И.О. Нехаев ,2007), выделяющего следующие группы и соответствующие им жизненные формы.
Экологическая группа литофилов
К данной экологической группе можно отнести крупных моллюсков, заселяющих прибрежную зону водоемов с твердым субстратом. В общем случае адаптация к обитанию в условиях литорали может достигаться за счет большей физической силы крупных гастропод по сравнению с мелкими. В данную экологическую группу входят представители рода Lymnaea, относящиеся к двум жизненным формам.
. Ампла-подобная жизненная форма. Рассматриваемая жизненная форма была выделена Н.Д. Кругловым (2005). Эволюция ее представителей шла в условиях каменистой литорали. Основными адаптациями характерными для нее являются уховидная обтекаемая раковина и мощная нога, прочно фиксирующая моллюска на субстрате.
. Стагникола-подобная жизненная форма. Моллюски, входящие в ее состав, приспособлены к обитанию в условиях пересыхающих водоемов.
Экологическая группа пелофилов
К данной экологической группе можно отнести мелких моллюсков, обитающих на различных грунтах с включениями ила. Особенностью данной группы являются небольшие размеры входящих в ее состав моллюсков. Некрупные гастроподы могут обитать на илисто-песчаных субстратах и субстратах, состоящих из мелких остатков мертвой растительности, ввиду большей маневренности и возможности прочно прикрепляться к небольшим объектам. В данную экологическую группу входят представители пресноводных брюхоногих моллюсков относящиеся к восьми жизненным формам.
Еще статьи по теме
Разработка мероприятий по защите и охране атмосферного воздуха при работе резинотехнического предприятия
Дипломный проект выполняется на основе знаний, полученных по
дисциплинам «Общая экология и неоэкология», «Общая химия», «Высшая математика»
«Биология», «Физика», и др.
Цель дипломного проекта - развитие навыков самостоятельно
осуществле ...
Мониторинг окружающей среды
Проблема сохранения окружающей природной среды и
переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной
из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная и многогранная
задача, которая требует для своего ...