Хозяйственная деятельность человека в прибрежной зоне моря
Так, в частности, в ЕС была разработана демонстрационная программа для ICZM, включающая территории с различной интенсивностью человеческой деятельности. В числе 33 демонстрационных проектов - несколько общерегиональных проектов (Сторстрем/ Дания, побережье Литвы, латвийское побережье Балтийского моря, регион-метрополия Хельсинки). Исходя из этого, одна из рекомендаций ЕС была направлена на усиление пространственного измерения в общей политике Сообщества, а в выбранных территориальных ареалах осуществление данных проектов, практически было подчинено соображениям защиты природы. Поэтому экономическая или другие виды человеческой деятельности сегодня обсуждаются с учетом данного ограничения.
В тоже время, подходы к КУПЗ различаются в США и Европе. В США КУПЗ сосредоточено на планировании, а в Европе на интеграции функций пользователей. Вместе с осознанием ранимости окружающей среды, в последние годы в США развивается движение по планированию использования прибрежных пространственных ресурсов. Фактически, это начинание было идентично пространственному планированию в Европе, но ограничивалось прибрежными территориями.
Результатом предпринимаемых мер в США стал «Закон об управлении прибрежными зонами» (1972 года), который и сейчас является «основным законом» и руководством в США по созданию органа управления прибрежными зонами. Кстати, в нем предусмотрен и механизм межведомственной координации регулирования деятельности в пределах прибрежной зоны, включающей программу управления ею, принимаемую соответствующим штатом, а также процедуру подтверждения соответствия ей любой деятельности в указанной зоне.
Таким образом, работа на государственном уровне была сосредоточена на определении временных и функциональных параметров и создания органа планирования. По этим причинам управление прибрежными зонами в США, в основном, сконцентрировано на создании институтов и структур, занимающихся глубокой аналитической работой.
На стадии разработки программы каждый штат определяет границы прибрежной зоны, проводит инвентаризацию прибрежных районов, представляющих наибольший интерес, устанавливает допустимые виды использования пространств и ресурсов зоны, выявляет основные направления и очередность работ, предлагает план освоения земель и вод прибрежной зоны, в котором согласованы задачи ее охраны и экономического использования. Он разрабатывает программу управления деятельностью в зоне, направленную на реализацию этого плана, устанавливает обязательные критерии и стандарты для работ, проводимых в рамках штата, предлагает систему контроля над разрешенными видами использования земель и вод, а также создает организационный механизм координации и осуществления программы управления с указанием распределения обязанностей местных органов, штатов, региональных и межштатных агентств.
В Европе КУПЗ методически основано на анализе экономической политики. Эта методология помогает разработчикам хозяйственной стратегии в поиске решения сложных проблем, затрагивающих социальные вопросы и природные ценности. Методология анализа политики представляет собой поиск решений в несколько этапов, начиная с анализа проблемы, и заканчивая ранжированием альтернатив для каждого определенного проекта, с выбором приоритетных направлений и идей. Именно эта методология до сих пор применяется на всех этапах (инициация-планирование) программы КУПЗ.
Следует также отметить, что в ряде стран Европы уже созданы специальные органы, занимающиеся прибрежными зонами. Кроме того, существует целый ряд конкретных международных программ и проектов, ориентированных на развитии локальных прибрежных зон и базирующихся на концепции комплексного управления прибрежной зоной.
Только в рамках проекта Европейского союза «LIFE» выполняется около 20 проектов по развитию региональных КУПЗ в различных европейских странах. Однако даже наличие определенных специализированных органов управления прибрежными зонами в Европе пока не в состоянии в полной мере наладить долговременные международные связи в области КУПЗ, что ограничивает возможности координации действий стран в прибрежной зоне между отдельными направлениями деятельности. Кроме того, имеющееся подчас место со стороны партнеров стремление к суверенному отраслевому управлению (в частности, в энергетике) может означать отход от принципов междисциплинарности, которые в мировой практике приняты для КУПЗ как основополагающие. [4,100]
Еще статьи по теме
Разработка мероприятий по защите и охране атмосферного воздуха при работе сталелитейного завода
Цель
работы: Разработка проекта мероприятий по защите атмосферного воздуха в
условиях сталелитейного завода с детальной разработкой санитарно-защитной зоны
предприятия
Задачи:
Создать оптимальные конфигурации СЗЗ. Рассчитать и графичес ...
Принципы социоприродной этики
Современный исторический момент характеризуется
противоречивостью, мозаичностью и разнообразием социальных форм жизни. Угрозой
сегодняшнему и будущему человечеству являются глобальные процессы деструкции
социального, человеческого, природн ...