Оценка экологического состояния Азовского и Черного морей на техногенно нагруженных участках
Состояние экосистем Черного и Азовского морей за последние годы оценивается как неблагополучное.
В последние десятилетия в связи с интенсификацией химической, пищевой промышленности, сельскохозяйственной деятельностью, дампинга грунтов, добычей песка, транспортировкой нефте- и газопродуктов, развитием инфраструктуры портов резко возросло антропогенное загрязнение шельфовой зоны Черного и Азовского морей биогенными элементами и ксенобиотиками. Загрязнение происходит через речной и береговой стоки.
В Черном море многие площади шельфа с благоприятными гидрологическими и гидрохимическими условиями для существования богатейших бентосных и планктонных сообществ, ранее являвшимися основным нерестилищем большинства видов черноморской ихтиофауны, утратили свою рыбохозяйственную значимость.
Перенасыщение вод биогенными элементами вызывает эвтрофирование значительных акваторий морей. Все это приводит к заморным явлениям в придонных горизонтах, гибели богатейших бентосных биоценозов и изменениям в структуре планктонных сообществ (обеднению видового разнообразия, снижению биомассы кормового зоопланктона). Резкий дефицит кислорода у дна Азовского моря, часто наблюдающийся в летний период, нередко сопровождается прямой гибелью рыб и донных организмов.
Моря подвергаются загрязнению не только сточными водами от объектов, расположенных на берегу, но и стоками морских судов, находящихся в портах, на рейде. Слив в море балластных вод от промывки танкеров многими авторами считается основным источником загрязнения нефтью прибрежных морских вод и берегов. Загрязнение прибрежных морских вод может происходить в процессе разгрузочно-погрузочных работ, а также бытовыми сточными водами. Таким образом, морские порты являются значительным источником антропогенных загрязнителей морей.
С целью выяснения степени загрязнения Азовского и Черного морей в местах максимальной техногенной нагрузки, на полигонах расположенных в акваториях портов Азовского моря: Ейского и Темрюкского, Керченского пролива: порт Кавказ, портов Черного моря: Тамань (Железный рог), Новороссийск, Туапсе и Геленджикской бухты было проведено инструментальное обследование качества морской среды и донных отложений более чем по 20 показателям (рН; общая минерализация; растворенный кислород; взвешенные вещества; калий; кальций; натрий; магний; БПК5; сульфаты; хлориды; карбонаты (гидрокарбонаты); нефтепродукты; СПАВ; тяжелые металлы (ртуть, кадмий, медь, цинк, хром, никель, свинец).
В осенний период в большинстве наблюдаемых случаев осенью происходит снижение БПК5 и улучшение газового режима воды, связанное с более интенсивным ветровым перемешиванием воды. Активная реакция воды во всех портах не выходит за нормируемые пределы.
Содержание взвешенных веществ в воде Азовского моря, в т.ч. в акватории Ейского морского порта, более высокое по сравнению с другими портами (рис.1).
Рисунок 1. Содержание взвешенных веществ в акваториях портов
Общая минерализация наиболее высока для соленых вод портов Черного моря. Вода Керченского пролива относится к солоноватым водам.
Такая же минерализация воды в порту Темрюк. В Ейском порту минерализация исследованных проб значительно снижается, вода относится к группе солоноватых вод. Относительно более высокое содержание растворенных веществ характерно для полигонов акватории портов, расположенных в районах нефтетерминалов.
Подтверждена закономерность в снижении солености воды Черного моря (от порта Туапсе до порта Тамань), далее воды Керченского пролива (порт Кавказ) и Азовского моря (от порта Темрюк до порта Ейск).
Распределение солености воды по акватории портов Черного и Азовского морей незначительно отличается от фоновой (открытое море), за исключением порта Туапсе на полигонах которого в районах сухогрузных причалов и рыбного причала соленость составила 26,0-26,2‰, что определялось повышенным содержанием хлор-ионов - 1,22 ПДК (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение солености в акватории портов
черный азовский биогенный соленость
Изменения состава воды по гидрокарбонатным, карбонатным показателям в акваториях морских портов не наблюдалось. Единично наблюдался сдвиг карбонатного равновесия в сторону растворения карбонатов, что наблюдается при увеличении двуокиси углерода в воде и вызывает, в свою очередь, незначительное снижение рН в наблюдаемых случаях.
Величина общей жесткости наиболее высока для воды Новороссийского порта, что было обусловлено повышенным содержанием магния - 1,4-1,8 ПДК в остальных портах жесткость воды снижается и достигает минимума в акватории Ейского порта и Азовского моря в районе Таганрогского залива (рис.3). Изменения воды по этим показателям в акваториях морских портов не установлено.
Еще статьи по теме
Проблема загрязнения атмосферы
Возраст планеты Земля составляет около 4.5 млрд. лет. Срок огромный по
меркам возраста человека. А всегда ли Земля была такой, какой мы её
представляем сегодня? Конечно же нет. На планете никогда не затухали
геологические процессы, изменяю ...
Содержание тяжелых металлов в высших водных растениях водоемов города Гомеля
Ключевые
слова: медь, марганец, свинец, макрофиты, водные растения, накопление,
поверхностные воды, донные отложения.
Объектами
исследований являлись высшие водные растения водоемов города Гомеля и его
окрестностей.
Целью
работы бы ...