Современное состояние принципов социоприродной этики в условиях гуманизации экологии
Жизнь и культура находятся в столь тесном пространственном, временном и функциональном перекрытии, что с полным основанием можно говорить, что культура укоренена в жизни. Укорененность человека в жизни, его универсальные связи внутри мирового целого, многообразные отношения к природной и социальной действительности, к самому себе, как средоточию этих связей и отношений, составляют гуманитарную сущность современной экологии.
Доосознание функций, предназначения миссии экологии еще предстоит совершить, ибо она по глубокой необходимости продолжает умножать сущности, происходит становление экологической культуры. Ей предстоит преодолеть ряд острейших противоречий в современной культуре, которая перестала выполнять адаптивную функцию между человеком и природой. Сознание покорителей природы отражает систему ценностей, заложенную в нашей культуре. Социально ориентированный человек создал законы общественного развития, в которых определена ответственность социального перед социальным. Однако в них отсутствует ответственность социального перед природой. Общественные законы своемерны, они не работают в социоприродной системе, в природе.
Заключение
эволюционный социоприродный гуманизация экология
Подведём краткие итоги работы.
Человек, воздействуя на экосистемы и отторгая часть вещества и энергии в производственный цикл, нарушает биотические круговороты, что неминуемо сказывается на состоянии окружающей среды. Как правило, она становится неблагоприятной для жизни человека. Однако вторичные биогеоценозы, возникающие на месте коренных в результате антропогенного воздействия, не всегда ущербны с точки зрения поддержания функций биотического круговорота. Для человека главное, чтобы живое вещество, независимо от того, какими формами оно представлено (например, коренным лесом или вторичным лугом), выполняло свои разнообразные функции так, чтобы среда обитания в данном месте оставалась благоприятной.
В современных условиях влияние человека на природу (фактически человек, в противоположность всем другим биологическим видам, превратил в свою экологическую нишу всю природу) привело к появлению нового направления в науке - социоприродной этики, занимающийся проблемами гармонической эволюции на базе общественного интеллекта. Человеку, воспитанному на принципах социоприродной этики, необходимо уметь не только анализировать, измерять и изучать явления и закономерности, но и, синтезируя свои знания, понимать или хотя бы стремиться к пониманию своей жизни, общественных и природных процессов, т.е. синтетическому целостному мировосприятию.
Можно сказать, что социоприродная этика, новое экологическое мышление, являются фактически глобальной идеологией естественного бытия, т.е. бытия, не противодействующего законам природы, а, наоборот, согласующегося с ними.
Еще статьи по теме
Хлоропласты – центры фотосинтеза клеток растений
В
современном мире антропогенные изменения затронули практически все экосистемы
планеты. Во многих регионах превышены адаптационные возможности природы,
нарушено её динамическое равновесие. Внимание научной общественности приковано
к остр ...
Микробиологический анализ балластных вод
Одной из серьезных экологических проблем является проблема биологической
инвазии. То есть вселение, несвойственных данной акватории, организмов в новые
местообитания. Одним из способов попадания микроорганизмов в новые акватории
осуществля ...