Общая характеристика принципов социоприродной этики
Одной из главных характеристик современного мира, социоприродной системы, является ее нестабильность, непредстказуемость, неравновесность, хаотичность. Причиной дестабилизации называют неадекватность социальной подсистемы возможностям природы. Поддерживаемое энтропийно-неэнтропийное состояние системы - условие ее равновесия. Преобладание процессов разрушения над созиданием ведет к гибели, созидания над разрушением - к «перегреву» системы, нарушению равновесия.
Обладая потенциалом саморазвития, самоорганизации, самоактуализации, реализуя свою глубинную сущность - одухотворенный разум, человек может надеяться, что в период бифуркации социоприродной системы он станет одним из аттракторов, реальным участником выбора системой нового пути развития.
В основе социоприродной этики лежат следующие принципы:
. Свобода человека по отношению к природе относительна. Люди не могут наладить разумное хозяйствование, не подчиняясь требованиям законов природы. Человек в своем целеполагании подчиняется природе, поэтому он может оптимально войти в биосферу (образовывая при этом социально-экологическую систему), если, воздействуя на естественную среду, устанавливает с ней оптимальные связи, основанные на необходимых зависимостях, не противоречащих объективным законам.
Некоторые процессы, вызванные технической деятельностью человека, направлены противоположно по отношению к естественному ходу их в биосфере (рассеивание металлов, руд, углерода и др. биогенных элементов, торможение минерализации и гумификации, освобождение законсервированного углерода и его окисление, нарушение крупномасштабных процессов в атмосфере, влияющих на климат и т.п.). Вернадский считал возможным говорить даже об автотрофной роли человека, понимая под этим возрастающие масштабы искусственного синтеза органических веществ, часто даже не имеющих аналогов в живой природе.
. Для формирования гармоничной личности необходимо ее непрерывное (причем с самого раннего детства) образование, способствующее становлению экологического сознания и культуры. Основной принцип подобного воспитания – целостность мировосприятия и цельность самой личности, что означает рассмотрение ею себя и человечества в целом не в качестве исключительного субъекта, оторванного от природы, а как единое целое, являющееся подсистемой природы и космоса.
. Формирование экологической культуры, (которая выступает в виде процессов и форм адаптации человека и общества к окружающей их среде) должно начинаться с развития экологического сознания. Его сущность заключается в понимании того, что сохранение биосферы – это не только сохранение естественных основ человеческого бытия, без которых человек не сможет жить, существовать ни как биологический вид, ни как социальный субъект, но и возможность перехода на более высокую ступень социоприродного существования, когда система «общество–природа» будет находиться в состоянии устойчивого равновесия.
. Разум, не контролируемый нравственностью, может привести к гибели цивилизации. Современное воздействие человека на природу с помощью технико-технологических систем вызывает, как правило, нежелательные побочные результаты, а в своем желании избавиться от них человек не всегда выбирает лучшие из имеющихся форм природопользования и природопроизводства. Но вся конкретная деятельность человека имеет причины, порождающие ее. Именно поэтому антропогенная деятельность неразрывно связана с процессами, происходящими в биосфере и космическом окружении планеты, а взаимодействие общества и природы можно рассматривать как своеобразный геобиосоциогенез.
В XXI веке человечество должно удвоиться, комплексное воздействие человечества на биосферу увеличивается значительно интенсивнее прироста самого человечества, поэтому нагрузка на биосферу возрастет многократно. Если раньше человечество не задумывалось о судьбе отходов жизнедеятельности, а потому и не планировало замкнутых циклов производства, природа сама утилизировала эти отходы. По сравнению с круговоротом веществ в биосфере человеческие отходы долгое время оставались незначительными, однако многократное увеличение промышленного и сельского производства привело к масштабному загрязнению воды, воздуха, почвы. Социально-экономическое развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы. Происходит истощение естественных ресурсов суши и океана, безвозвратная потеря видов растений и животных, загрязнение окружающей среды, упрощение и деградация экосистем.
Еще статьи по теме
Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятия по переработке пластмассы
Объем курсового проекта составляет 53 страницы, 4 части, 19 иллюстраций,
1 таблица, 25 использованных источников, 2 листа графического материала.
Целью курсового проекта является изучение научно-технических
основ и методов, обеспечивающи ...
Содержание тяжелых металлов в высших водных растениях водоемов города Гомеля
Ключевые
слова: медь, марганец, свинец, макрофиты, водные растения, накопление,
поверхностные воды, донные отложения.
Объектами
исследований являлись высшие водные растения водоемов города Гомеля и его
окрестностей.
Целью
работы бы ...