Дымовые трубы
В начале развития энергетики дымовые грубы котлов служили для удаления дымовых газов за счет разности плотностей холодного воздуха и горячих дымовых газов. Трубы сооружались из металла или кирпича.
С развитием энергетики дымовые трубы стали использоваться для рассеивания содержащихся в дымовых газах вредных примесей в атмосферном воздухе до допустимых концентраций. По мере повышения мощности электростанций и ухудшения качества топлива для обеспечения необходимого рассеивания потребовались трубы большой высоты 200, 300 м и более. Прогрессивным решением в отношении строительства высоких дымовых труб явилось применение монолитных железобетонных стволов, выдерживающих ветровые и весовые нагрузки. Железобетон, являясь прочным материалом, оказался не способным противостоять воздействию сернистых соединений, влаги и повышенной температуры дымовых газов. Поэтому возникла необходимость создания второй, внутренней оболочки, имеющей назначение ограждающей поверхности для агрессивных дымовых газов.
Внутренняя поверхность железобетонного ствола трубы покрыта изоляцией - эпоксидным лаком и стеклотканью. Футеровка выполнена из красного и кислотоупорного кирпича, прямого или лекального, на диабазовой или андезитовой замазке и опирается на железобетонные консоли несущего ствола, выполняемые через 30…50 м (рис. 1).
Для защиты железобетонного ствола трубы на верхнем ее обрезе устанавливается чугунный колпак (рис. 1, б). Для установки на трубе светооградительных огней предусматриваются светофорные площадки, располагаемые по высоте трубы через каждые 15 или 30 м. Трубу окрашивают полосами красного цвета шириной 2…2,5 м с интервалами по высоте 15 м. Для обслуживания площадок делается лестница с ограждением; предусматривается система грозозащиты.
В течение всего срока эксплуатации электростанции (30…50 лет) труба должна работать без ремонта. Однако в результате движения агрессивных газов через неплотности футеровки, конденсации паров и проникновения жидкости через бетонный ствол наружу происходит разрушение трубы.
Основной причиной попадания дымовых газов в толщу ствола дымовой трубы являются избыточные статические давления дымовых газов в газоотводящем стволе по отношению к атмосфере. Эффективным средством борьбы с избыточными статическими давлениями является установка небольших диффузоров в верхней части трубы.
Для повышения надежности дымовых труб наряду с ликвидацией избыточных статических давлений применяется разделение функций газоотводящего и несущего ствола.
С этой целью между ограждающими и несущими стволами выполняется воздушный зазор 150…200 мм. В этом зазоре обеспечена циркуляция воздуха для вывода просачивающихся через футеровку агрессивных газов (рис. 2). Воздух засасывается из атмосферы и подогревается в калорифере паром из отбора турбины до температуры 50…90 ОС. Вентилятор установлен под газоотводящим каналом трубы и направляет воздух в воздушный канал (прослойку) трубы.
Рис. 1. Железобетонная футерованная труба:
а - общий вид: 1 - фундамент; 2 - цоколь; 3 - пандус; 4 - ствол; 5 - ходовая лестница; 6 - светофорная площадка; 7 - грозозащита; б - верхняя часть: 1 - чугунный колпак; 2 - асбестовая прокладка; 3 - ствол; 4 - изоляция; 5 - футеровка; в-средняя часть: 1 - железобетонный ствол; 2 - кислотоупорный кирпич; 3 - красный кирпич; 4 - асбестовый шнур; 5 - слезниковый кирпич; 6 - антикоррозионная защита; г - нижняя часть: 1 - перегородка; 2 - пандус; 3 - футеровка; 4 - ствол
Большое распространение нашли одноствольные дымовые трубы, выполненные по типу «труба в трубе» со значительным зазором между стволами, позволяющим обеспечить движение людей и проведение ремонтных работ. Газоотводящий ствол состоит из кольцевых элементов высотой 10 м каждый, состоящих из металлических подвесных каркасов, на которые крепятся кремнебетонные панели. Этот материал является коррозионно-устойчивым. Обечайки на растяжках подвешены к железобетонному стволу.
Для ТЭС с набором большого количества разнотипного оборудования, особенно на ТЭЦ, получили применение многоствольные грубы, в которых внутри железобетонной оболочки устанавливается несколько (обычно три-четыре) металлических стволов цилиндрической формы (рис. 3). Основное преимущество многоствольной трубы состоит в том, что имеется возможность обслуживать и ремонтировать каждый ствол независимо от других.
Еще статьи по теме
Очистка воздуха с помощью циклона
Важнейший аспект защиты окружающей среды от
загрязнений - охрана атмосферного воздуха от вредных выбросов промышленности и
транспорта. Воздухоохранные мероприятия включают в себя комплекс мер
организационного и технического характера, напр ...
Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики
Начало
второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом
автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две
четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый
уровень авто ...