Золотая россыпь на обочине дорог. В Украине запатентована уникальная технология переработки изношенных автопокрышек
Александр Бедюх убежден: данный экологически чистый метод не только существенно уменьшает энергоресурсы при переработке шин, но и позволяет в дальнейшем получить дешевое сырье, аналогичное каучуку. Кстати, на эту разработку, воплощенную пока только в экспериментальной лабораторной установке, в прошлом году получены патенты Государственного патентного ведомства Украины и Российского агентства патентов. Также подана заявка в международную организацию PCT (патентной кооперации договоров), объединяющую 60 стран мира. Правда, чтобы запатентовать украинскую разработку в каждой из них, нужны еще в среднем по две- три тысячи долларов. Это можно потихоньку осилить в дальнейшем. И тогда Украина получит исключительные права на технологию, продажу прав на реализацию, выпуск и т. п.
А как же быть с измельченной крошкой? - может возникнуть вопрос. Тут помогли россияне с подмосковной научно-производственной фирмы «Энтор». Они на практике сумели модифицировать ее уже без нагревания (что принципиально отличает эту технологию от существующей) и получить резиновую крошку со свойствами, аналогичными каучуку, а не просто в виде добавки к основному сырью. Эта технология нашла свое подтверждение на Ярославском шинном заводе, где получили отличного качества технические изделия в виде разнообразных прокладок для железнодорожных путей, авиастроения и т.п. И ведь эти важные детали получены из резиновых отходов!
Теперь посчитаем: себестоимость модифицированной крошки обходится максимум в 30 центов за килограмм. Каучук же стоит 2-3 доллара за килограмм. Даже если продавать этот регенерат по 50 центов за килограмм - производство, убеждены новаторы, окупится за полтора года. При этом все этапы технологии переработки экологически безопасные, что подтверждено выводом Минэкобезопасности.
Предполагается ежегодно выпускать такого сырья до 6 тысяч тонн по цене примерно 500 долларов за тонну. Рентабельность производства предусматривается получить 125 процентов, а окупить затраты с момента выхода на проектную мощность ориентировочно за 8 месяцев. Производство должно пройти два этапа. Первый - создание за три-четыре месяца пилотной установки и два месяца на отработку режимов. И второй - создание за год самого завода с ежесуточной переработкой до 5 тонн шин легковых автомобилей.
Вот уже несколько лет организационные мероприятия по уникальному новшеству финансирует сирийский бизнесмен Харис Юссеф, с которым Александра Бедюха случайно свела судьба. И нынешней весной помог, порадовавшись за своего ученого партнера, которого пригласили выступить с докладом на 7-ю ежегодную конференцию (апрель 2000) Европейской ассоциации переработчиков шин, состоявшуюся в Брюсселе. Доклад украинского ученого участники конференции назвали фантастикой, а после того как он продемонстрировал кусочек шины с ровнехонько отделившимися прутиками корда, один из зарубежных оппонентов уточнил: «реальная фантастика».
Есть у А. Бедюха партнеры - коллеги, которые всячески содействуют совершенствованию разработки. Одним из них вот уже который год является доктор технических наук, заведующий отделом электропитания технологических систем Института электродинамики НАНУ Анатолий Щерба. По его мнению, «разработка А. Бедюха вышла за пределы сферы исследований и экспериментов прикладной радиофизики. Пришла пора подключиться к ее обоснованию системотехникам, экономистам, а главное - технологам». Харис Юссеф не побоялся три года назад поверить в научный потенциал киевских радиофизиков, получивших сенсационные результаты. Поддержит ли государство уникальное новшество, имеющее несомненно мировое значение? Отечественные шинные предприятия готовы предоставить площади для испытаний промышленной установки, взять на себя расходы за электроэнергию и т. д., но на ее приобретение у них денег нет.
Анатолий Андреевич считает идею переработки шин А. Бедюха «очень хорошей, потому что в ней все просто: используются динамические усилия при малой энергетике. Если это подтвердит опытно-промышленная установка - произойдет технологический переворот в переработке такого сырья. Но сейчас, к сожалению, все любят короткие деньги». Как и подобает ученому, не терпящему «шумихи», а доверяющему лишь фактам, А.Щерба верит в «жизнеспособность установки на 95 процентов, даже на уровне макета». Ему приходилось уже запускать немало «живых» технологий, таких, что вышли из лаборатории, перешли в цех и обслуживались не инженерами или научными сотрудниками, а рабочими. Тем более что результаты, полученные сейчас в лабораторных условиях, достаточны для перехода к опытно-промышленному проектированию и испытаниям.
Еще статьи по теме
Экологическая сукцессия
Экологическая сукцессия - процесс постепенного изменения состава,
структуры и функции экосистем под влиянием внешнего или внутреннего фактора.
Восстановление экосистемой нарушенного равновесия проходит через четко
определенные стадии.
...
Расчет и анализ показателей экономической эффективности строительного производства
Капитальное
строительство - одно из важнейших отраслей материального производства.
Назначение капитального строительства состоит в том, что оно обеспечивает все
отрасли народного хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт,
...