Эксперимент «Гринпис» по организации селективного сбора ТБО в Санкт-Петербурге
В 2002-2004 гг. «Гринпис» совместно с ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» проводил эксперимент по организации селективного сбора ТБО в Санкт-Петербурге [24]. В результате эксперимента была создана система селективного сбора, которая была позже принята властями города для дальнейшего внедрения. К сожалению, из-за нежелания властей рассматривать наработки, полученные в ходе эксперимента, система раздельного сбора в Санкт-Петербурге столкнулась с серьезными проблемами и не была реализована.
Эксперимент по раздельному сбору ТБО проводился на территории Василеостровского административного района с ноября 2002 г. (первый этап), и на территории Московского административного района с апреля 2003 г. (второй этап), силами ОМННО «Совет «Гринпис», МО № 48 «Звездное», ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» при активной поддержке территориальных управлений Московского и Василеостровского административных районов Санкт-Петербурга.
В основе эксперимента стояла цель - определить, готово ли население Санкт-Петербурга участвовать в раздельном сборе ТБО, определить эффективность перехода на раздельный сбор ТБО для решения проблемы отходов Санкт-Петербурга, а также экономическую эффективность процесса раздельного сбора для привлечения к нему коммерческих предприятий.
Чтобы выяснить отношение населения к раздельному сбору ТБО, спустя 6 месяцев после начала эксперимента провели опрос жителей домов, прилегающих к контейнерной площадке по адресу: В.О., ул. Наличная, д.41.
Результаты опроса установили, что приблизительно 70% опрошенных принимают участие в раздельном сборе ТБО, из них 40% готовы продолжить делать это при любой схеме и условиях раздельного сбора.
Наиболее популярной причиной отказа от участия в раздельном сборе ТБО являлось отсутствие в квартирах места для их сортировки - это мнение 19% от общего числа опрошенных, или 65% от числа лиц, которые не принимают участия в раздельном сборе.
Наиболее активными группами, которые участвовали в раздельном сборе, являлись женщины, граждане 45-59 лет, а также служащие и пенсионеры.
Эксперимент, проведённый Гринпис с 2002 года в Санкт-Петербурге показал наличие ряда преимуществ раздельного сбора ТБО. Было доказано, что при грамотной организации работы население готово собирать мусор раздельно. К тому же система селективного сбора отходов имеет преимущества с экологической точки зрения - сокращаются объёмы отходов, направляемых на свалки, и, что немаловажно, предотвращается строительство экологически опасных мусоросжигательных заводов. Несортированные отходы, попадающие в печь такого завода, приводят к выбросам целого ряда токсичных соединений. Ещё одним преимуществом раздельного сбора отходов становится возможность обеспечить значительную экономию бюджетных средств, которая будет увеличиваться по мере вовлечения жителей города в процесс раздельного сбора ТБО.
Однако эксперимент имел также и негативный опыт. 14 февраля 2007 года Гринписом было проведено собственное расследование, чтобы выяснить, как идут дела с раздельным сбором ТБО в Санкт-Петербурге, и выполняется ли соответствующее указание Валентины Матвиенко [11]. В 2005 Губернатор распорядилась организовать раздельный сбор ТБО к концу 2006 года. На эти цели из городского бюджета были выделены средства и закуплено 4400 контейнеров.
По данным Гринпис, к концу 2006 года было установлено лишь 10% от приобретённых контейнеров. Однако даже в тех местах, где они были установлены, организация процесса раздельного сбора оставляла желать лучшего. После осмотра 207 площадок для раздельного сбора, представителями Гринпис было обнаружено, что на трети из них контейнеры попросту отсутствуют, хотя коммунальщики по ним уже отчитались. Ещё в 25% случаев специальные баки были или сломаны, или стояли приёмным отверстием к стене, так что люди при всём желании не могли воспользоваться ими.
Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в Санкт-Петербурге - это не отсутствие поддержки людей, ведь там, где раздельный сбор организован приемлемо, жители, как и положено, раскладывают бумагу - в синий контейнер, а упаковку - в жёлтый.
Причина неудовлетворительного состояния системы раздельного ТБО в Санкт-Петербурге состояла в отсутствии чёткого нормативного акта, в котором были бы прописаны правила сортировки отходов, ответственные за сортировку лица и финансирование данной системы. Существенную роль в этом так же сыграло отсутствие желания у служащих различных обслуживающих организаций менять привычную систему сбора ТБО. Потому что переход на раздельный сбор связан не только с установкой разноцветных контейнеров, но и с пересмотром и усложнением структуры, тарифной и информационной политики, которая связана с обращением с отходами на всех этапах - от самого сбора до получения конечной продукции. Именно поэтому за рубежом этот процесс обозначается термином «recycling», что означает замыкание круга. Новая система воздействует на жителей, организации, обслуживающие жилфонд и транспортные компании, а выгоды получает лишь муниципальный бюджет за счёт снижения затрат на обслуживание и строительство полигонов. Но нельзя рассчитывать, что весь процесс раздельного вывоза, сортировки и агитации окупится за счёт реализации вторсырья, а все расходы по раздельному сбору понесут эксплуатирующие организации. Хотя грамотная схема взаимодействия коммерческих предприятий и муниципальной администрации приведёт к снижению издержек обеих сторон.
Еще статьи по теме
Микробиологический анализ балластных вод
Одной из серьезных экологических проблем является проблема биологической
инвазии. То есть вселение, несвойственных данной акватории, организмов в новые
местообитания. Одним из способов попадания микроорганизмов в новые акватории
осуществля ...
Экологический мониторинг леса
Леса
Беларуси, занимая 38,5 процента ее территории, являются наиболее крупной и
функционально значимой частью природного ландшафта, необходимым фактором
экологического равновесия и устойчивого развития страны. Управление лесами и
лесным х ...