Основные цели
Основные цели экологической маркировки следующие:
. Защита окружающей среды. Посредством использования государственных и/или неправительственных программ экологической маркировки органы власти могут оказывать влияние на предпочтения потребителей и поощрять производство и потребление экологичных товаров и услуг.
. Поощрение экологичных инноваций и лидерства в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей.
. Информирование потребителей об экологических аспектах. В странах, где информированность потребителей в отношении окружающей среды высока, использование экологической маркировки позволяет направить их выбор именно на экологичные товары и услуги. В странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может использоваться для распространения информации о возможностях потребительского выбора.
Постоянный рост числа программ экологической маркировки наблюдается с момента их появления (рис. 1).
Рис. 1. Ежегодный запуск программ экологической маркировки (число новых программ, запущенных в указанном году). Данные за 2010г. неполные, так как опрос проводился ранее получения данных за этот год.
Согласно глобальному исследованию 340 программ экологической маркировки, проведенному в 2009-2010 гг. компанией «Big Room Inc.» и Институтом мировых ресурсов (World Resources Institute), 17% программ экологической маркировки используют различные уровни сертификации (например, наивысший - золотой, ниже - серебряный, далее - бронзовый), 71% использует систему «прошел/не прошел» (некоторые программы используют обе). 92% требуют обязательной сертификации для использования экологической маркировки, из них 66% используют сертификацию независимой третьей стороной. Большинство программ экомаркировки (62%) доступны глобально, т. е. любая компания вне зависимости от национальной принадлежности может ее получить, 20% программ доступны в ряде стран, 16% - только в одной стране, а 2% - лишь в конкретном регионе. Большинство из них были инициированы некоммерческими организациями (58%), 18% - коммерческими структурами, 8% - правительствами, остальные - различными ассоциациями и объединениями. 44% программ изучают собственные экологические и социальные последствия, и 21% планирует изучать их в будущем. Почти половина (47%) программ в настоящее время разрабатывают новые стандарты. 88% информируют общественность о том, что они сертифицируют. 87% публично демонстрируют критерии сертификации.
Среднее время для получения сертификации - 4 месяца, средняя продолжительность действия сертификата - 2 года. Наибольшее препятствие к развитию программ по экологической маркировке состоит в финансовых ограничениях на собственно деятельность программы и ее продвижение.
Существуют различные подходы к классификации экологической маркировки; общепринятой классификации не существует.
Критерии экологичности в программах, основанных на добровольной многокритериальной сертификации оценки жизненного цикла товара или услуги независимой третьей стороной, должны быть реально достижимыми и измеряемыми с определенной достоверностью и точностью. Они должны действовать в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется с учетом появления новых технологий, технических решений, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды и изменении рыночных условий. При этом доверие к программе определяется в первую очередь доверием к осуществляющей ее организации, открытостью информации о критериях оценки и их ясностью. Такую маркировку относят к типу I по классификации ИСО. Большинство таких программ объединены в Глобальную сеть экомаркировки (Global Ecolabelling Network, GEN) - ассоциацию, созданную в 1994 г. для усиления эффективности продвижения экологической маркировки на межправительственном уровне. Сеть объединяет 27 программ экологической маркировки. GEN - ассоциированный член ИСО. К наиболее часто сертифицируемым товарам относятся строительные и лакокрасочные материалы, средства для уборки, транспортные средства, продукты питания, а также отели, заправочные станции, административные структуры (экоофис).*
Еще статьи по теме
Проблемы парникового эффекта и разрушение озонового слоя
Современное человечество живет в эпоху небывалого
развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием
на природную среду. И хотя в последние десятилетия принимаются меры по ее
охране и оздоровлению, тем не менее ...
Стратегии охраны природы
Человек - один из многочисленных видов животных,
обитающих на Земле. Одна из особенностей его в том, что среди прочих видов у
него самая сильная средопреобразующая деятельность. В последний век она
приобрела такой размах, что встал вопрос ...