Основы формирования экологического мировоззрения современного человека
Философская наука определяет акмеологию, психологию и педагогику как сферы развития человека, становление его способности к самодетерминации собственной активности, на основе совокупности, полученных знаний и методов и направлений их применения. Содержание акмеологического воздействия определяется спецификой труда педагога-ученого, так как объектом воздействия становится психика человека - активного участника психологообразовательного процесса, со своими мотивами учения, логикой поведения и, одновременно, находящегося в процессе формирования и становления системы мировоззренческих представлений и установок, определяющих целостный образ человеческого мира. История развития педагогической акмеологии начинается задолго до того, как в науку в 1924 году
Н.И. Рыбниковым был официально введен термин «акмеология». Н.И. Новиков впервые объявил педагогику наукой, охарактеризовав ее как науку, предполагающую в себе многие знания
и, требующую в исполнении много наблюдательного духа, внимания, просвещенного практического рассудка. Ежемесячный журнал «Утренний Свет» Н.И. Новиков стал издавать с сентября 1777 года, он считается первым в России философским журналом. Одной из важнейших задач
Н.И. Новиков считал борьбу против преклонения перед иностранщиной, за национальные основы культуры. Гуманистические традиции в педагогике своего времени одним из первых стал разрабатывать В.А. Сухомлинский. В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет, что каждый человек уже в годы детства и далее отрочества и юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Мировоззренческая позиция В.А. Сухомлинского основывалась на задаче воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, обществом, собственной совестью. Интересны и оригинальны работы Л.С. Выготского, обращение к ним дает возможность проследить развитие идей онтогенеза мышления. В теории Л.С. Выготского процесс развития психики человека рассматривается как процесс преобразования натурального уровня в культурный за счет опосредования знаком, это опосредование происходит на основе интериоризированного коммуникативного действия. Культура возникает там, где непосредственного опыта недостаточно и где приходится достраивать неудавшиеся приспособления. Межличностному взаимодействию Л.С. Выготский придавал большое значение, рассматривая его как основу развития психики и основу культуры в целом.
Создание в 40-50-х гг. ХХ века теории о поэтапном формировании умственных действий и понятий П.Я. Гальперин связывал с решением практической задачи по определению необходимых и достаточных условий, которые однозначно детерминируют ориентировку учащегося и обеспечивают получение намеченных результатов обучения. Основная роль в процессе создания программного обучения отводилась психологической, а в дальнейшем акмеолого- психологической концепции управляемого образовательного и воспитательного процессов.
Н.Ф. Талызина в работе «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969) обращает внимание на то, в рамках метода планомерно-поэтапного формирования конечная цель акмеолого-педагогического воздействия - освоенное действие, сформированное умение его выполнять. Приобретение знаний в этом случае лишь промежуточный этап, а ограничение на этом этапе, или остановка, могут расцениваться как признак недообученности. Заучиванию противопоставляется поэтапная интериоризация. В содержании учебных дисциплин
Н.Ф. Талызина считает необходимым различать действия связанные с усвоением содержания, обозначая их как вспомогательные действия, и действия, в которых содержание воплощается, обозначая их как основные действия - ядро в подготовке человека. Организация планомернопоэтапного усвоения действий предполагает разработку алгоритмических предписаний по практическому применению формируемых действий, обеспечение обратной связи, предварительную проработку возможных видов коррекции.
В последнее время распространение получили акмеолого-педагогические образовательные системы, изложенные в работах В.А. Якунина «Современные методы обучения в высшей школе» (1991) и «Психология учебной деятельности студента» (1994), написанные с опорой на идеи, предложенные в трудах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова.
Подход В.А. Якунина включает следующие положения:
- обучение через процесс управления психическим развитием человека, можно рассматривать как форму социального воздействия;
Еще статьи по теме
Мониторинг окружающей среды
Проблема сохранения окружающей природной среды и
переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной
из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная и многогранная
задача, которая требует для своего ...
Содержание нитратов и нитритов в продуктах питания
Курсовая
работа на тему «Содержание нитратов и нитритов в продуктах питания» состоит из
39 листов. Подразделяется на 3 главы и 7 подпунктов раскрывающих тему. В конце
курсовой работы имеются приложение в виде фотографий в количестве 10 шту ...