Образовательные инструменты формирования экологической культуры в глобальном обществе
Актуальность проблемы формирования экологической культуры личности обусловлена стремительными трансформациями ценностей техногенной цивилизации. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной мере проявились во всем мире. В странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования. Для Республики Беларусь - это создание действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, борьба с последствиями аварии на ЧАЭС, и воспитание бережного отношения к богатствам природы.
Создались условия, когда экологический императив потребовал нравственного императива, причем с наложением весьма жестких условий «на характер человеческой активности и поведение отдельных людей, в частности, а выполнение нравственного императива основной массой людей, живущих на нашей Земле, - это, прежде всего, результат воспитания и обучения» [1, с. 258].
В Беларуси решение экологических проблем средствами образования нашло отражение в новой концепции образования и воспитания. Основная идея Концепции - «создание на национально-культурной основе с учетом общечеловеческих ценностей системы образования и воспитания, способной к саморазвитию в соответствии с требованиями личности и общества» [2, с. 7].
Следует отметить, что глобализационные процессы привели к формированию не только единого экономического, политического, культурного пространства, но и пространства образовательного. Чтобы направить образование на решение проблем современности, ведутся исследования, организовываются конференции, заключаются межгосударственные соглашения. Все это дает возможность выявить недостатки современного образования и наметить основные направления его развития в будущем. Проведенные теоретические исследования подтвердили необходимость выработки международных стандартов образования, концепция которого должна включать понимание проблематики, связанной с глобализационными процессами, становлением информационного общества, охраной окружающей среды.
Система образования «международного образца» призвана формировать представление о том, что современные технологии должны способствовать сохранению биосферы и невосстановимых природных ресурсов, без чего немыслимо продолжение жизни на Земле. Такое образование должно устранить противоречие между экономическим развитием и законами природы, дать знание о взаимосвязи между глобальным характером экологических проблем, глобализацией общества, универсализацией науки и основанных на ней технологиях.
В Республике Беларусь ведется поиск оснований и ценностных ориентиров, на которых может базироваться процесс устойчивого коэволюционного развития. Чтобы осуществить эту стратегию, нужны точные знания о социальной структуре общества, роли и возможностях государственных и политических институтов и организаций. Сегодня необходимо направлять усилия не столько на поиски альтернативы современному положению вещей, изучать глобальные экологические процессы, пытаясь включить туда экологию и демографию, сколько «на изучение спектра интересов и тех возможностей, которые еще не используются человеком для управления процессами, протекающими в биосфере и человеческом обществе» [3, с. 248].
До недавнего времени не было достаточно развито понимание того, что человечество есть единое сообщество, населяющее Землю. С одной стороны, всегда существовали определенные универсальные нравственные нормы, представляющие общечеловеческую мораль. С другой стороны, люди всегда были поделены на множество сообществ, которые, если открыто не конфликтовали, то относились с настороженностью друг к другу. И только с развитием глобализационных процессов мировое сообщество объединилось: налажены крепкие связи между отдельными его частями, сформировалось осознание всеобщего единства на планете. Начался процесс взаимопроникновения отдельных культур, развитие отношений взаимозависимости, уменьшения национальной или государственной изоляции и автономного выживания. Пришло понимание того, что наличие самобытности и специфических черт не может исключить общность человечества.
В этом контексте к традиционным общечеловеческим ценностям добавилась потребность сохранения природной среды как необходимого условия сохранения жизни для всех. Осознание угрозы глобального кризиса потребовало формулировки универсальных нравственных норм, выражающих новое отношение человечества к его общему дому. Это новое отношение способствует становлению экологического сознания, которое должно содержать новые этические нормы, являющиеся компонентами экологической культуры.
Еще статьи по теме
Мониторинг окружающей среды
Проблема сохранения окружающей природной среды и
переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной
из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная и многогранная
задача, которая требует для своего ...
Эколого-фаунистическая характеристика пресноводных моллюсков разнотипных водоемов Волгоградской области
Актуальность
темы. Экологическая роль представителей малакофауны в экосистемах многообразна.
Пресноводные моллюски, брюхоногие (Gastropoda) и двустворчатые (Bivalvia),
представляют собой таксономически разнообразную, экологически пластичну ...