Мониторинг промышленной безопасности
) нарушение водного баланса;
) изменение состояния и свойств пород в основании сооружений АЭС;
) повышение активности тепломассопереноса;
) загрязнение окружающей среды радиоактивностью.
В задачи мониторинга геологической среды районов АЭС входят:
) прогноз развития геологической среды и ее элементов;
) разработка рекомендаций и управляющих решений по оптимизации работы всей природнотехнической системы (ПТС);
) повышение надежности функционирования ПТС и экологической безопасности АЭС.
Природно-технические линейные системы нефте- и газопроводов имеют свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации мониторинга геологической среды территорий, на которых располагаются нефте и газопроводы.
Основными из них являются:
) значительная протяженность трасс газопроводов, проходящих через разные климатические и природные зоны с разнообразными инженерно-геологическими условиями;
) тенденции увеличения технологических нагрузок на трубопроводы, связанные с возрастанием объемов перекачиваемых продуктов;
) чрезвычайно серьезные экологические последствия для окружающей среды, возникающие в случае аварий трубопроводов, особенно нефтепроводов, из чего следует необходимость обеспечения достаточно высокой надежности работы этих сооружений;
) увязка различных сооружений газо и нефтепроводов с инженерными комплексами осваиваемых месторождений.
Как правило, крупнейшие нефте- и газопроводы (конденсатопроводы) должны включаться в систему мониторинга вместе со всей инженерной структурой освоения месторождения. Если пространственно-временнáя структура мониторинга геологической среды определяется целью управления, режимом эксплуатации, а также инженерно-геологическими условиями, определяющими характер и интенсивность взаимодействия между различными типами сооружений и геологической средой, то при создании мониторинга территорий трасс трубопроводов оценивают инженерно-геологические условия территории и анализируют техногенную нагрузку вдоль трассы. На основе сопоставления карт и другой информации составляется прогноз взаимодействия геологической среды и инженерных сооружений вдоль всей трассы и разбивается наблюдательная сеть мониторинга.
Существует специфика мониторинга геологической среды и на территориях, по которым проходят различные линейные транспортные геотехнические системы. Среди них первостепенное значение имеют железные дороги и автомобильные трассы.
Главными особенностями этих ПТС, которые необходимо учитывать при организации мониторинга геологической среды, являются:
) большая протяженность транспортных линейных магистралей и вследствие этого большое разнообразие вдоль трасс инженерно-геологических условий;
) возрастающая год от года нагрузка на транспортные магистрали, обусловленная общей тенденцией увеличения грузоперевозок, внедрением перевозок сдвоенными тяжеловесными составами и т.п.;
) усиливающиеся тенденции активизации техногенных изменений геологической среды вдоль транспортных магистралей.
Воздействия транспорта на геологическую среду не локальны, так как сеть железных и автомобильных дорог разного класса, воздушных трасс, судоходных рек, ЛЭП охватывает все регионы страны. Продукты неполного сгорания транспорта попадают в атмосферу и разносятся ветром, но они накапливаются в течение времени во всех компонентах окружающей, и в том числе геологической среды, возникают устойчивые зоны загрязнения почв и грунтовых вод.
Еще статьи по теме
Леса Западной Сибири и их экологическая роль
По лесопокрытой площади леса Западной Сибири занимают 15%
площади лесов РФ, по запасу же древесины их удельный вес возрастает до 25%, что
свидетельствует о преобладании здесь спелых лесов более высокой
производительности, чем в Европейской ...
Экономика природопользования
На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его
практической деятельности происходит смена парадигмы. Экономические приоритеты,
господствовавшие всю историю развития цивилизации вплоть до середины XX века,
постепенно заменяю ...